Я думаю, некоторые сценарии разработаны с учетом опыта 12 шагов. ТА тоже появился в Америке.
Вот анализ 12 шагов с точки зрения ТА
"В свою очередь, с точки зрения постулатов Э. Берна по структурному, трансактному
и сценарному анализу программа «12 Шагов» может быть рассмотрена с нескольких
позиций. Удобнее объединить структурный и трансактный анализ для объяснения
Шагов, а работу над сценарием выделить отдельно.
Первый Шаг – изучение социальных трансакций и «игр» личности и ее окружения с
позиции Взрослого, эмоциональное принятие потери контроля над этим, а также
потреблением алкоголя, с позиции Ребенка.
2-3 Шаги – поиск внешнего Родителя, способного принять личность больного со
всеми ее недостатками и достоинствами и оказывать помощь в виде психологической
поддержки на пути выздоровления. Контроль стандартных психологических реакций
собственного внутреннего Родителя и постепенная замена их на более конструктивные
реакции вновь найденного.
4 Шаг – изучение с позиции Взрослого достоинств и недостатков своих внутренних
состояний – Ребенок и Родитель.
5-8 Шаги – работа по улучшению взаимодействия между внутренними
составляющими личности человека – Родителя, Ребенка и Взрослого.
9-12 Шаги – восстановление разрушенных и наработка новых социальных
трансакций для более эффективного функционирования личности.
Согласно работе по изменению сценария, можно рассматривать программу «12
Шагов» как плавный переход от сценария «неудачника» посредством преодоления
родительских сценарных установок через сценарий «непобедителя» (трезвого, но не
имеющего полноценного функционирования в социуме) до вполне успешного
«победителя».
Часто авторами, описывающими программу Анонимных Алкоголиков, упускается
психотерапевтическое значение «12 Традиций» АА. На особое значение в этом плане
Традиций сообщества указывает в первую очередь само отношение к ним членов АА. В
частности, они в любой момент могут высказывать свое мнение о проделанных Шагах,
говорить о личном опыте их прохождения, о своем собственном пути в программе – и
это воспринимается другими Анонимными Алкоголиками совершенно спокойно. Но в
случае попыток неадекватного толкования или изменения Традиций сообщества
большинство членов АА жестко встает на их защиту. Столь непоколебимая позиция
присутствует у людей лишь тогда, когда возникает угроза их собственному
существованию. Традиции, в первую очередь, отстаивают единство сообщества
Анонимных Алкоголиков – как защиту и гарантию безопасности личности больного,
нацеленного на процесс выздоровления. Кроме того, подобная организация работы
сообщества не позволяет ему стать тоталитарной сектой."
http://anaharsis.eu/alkoholizam/Batisht ... shteva.pdf