Человек-личность
Человек как личность - это человек, имеющий свое, живущий по-своему. Начало личности: "Я сам!" В соответствии с мужским взглядом, развитая личность - человек с внутренним стержнем, выбравший свободу и свой путь. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.
Не каждый человек живет, как личность. Другой очень распространенный образ жизни - образ жизни организма. Основная разница этих двух способов бытия в том, что для человека-личности естественно жить с помощью разума и воли, думая и принимая решения. Это не значит, что у человека-организма нет разума и воли: разум и воля у него есть, но он пользуется ими не часто, разуму предпочитая впечатления и предубеждения, а воле - внутренние чувства и эмоции↑.
На работе, где включать голову является частью трудового функционала, а волю заменяют инструкции и распоряжения руководства, разница между человеком-личностью и человеком-организмом может быть незаметна. Она проявляется тогда, когда люди выходят из учреждения, когда начинается личная жизнь. Если человек, оказавшись на воле, начинает руководствоваться не своим разумом и ценностями, а чувствами и эмоциями, это образ жизни организма.
Девушка звонит молодому человеку, потому что не может не звонить, хотя понимает, что звонить сейчас - глупо. Молодой человек покупает бутылку, потому что его организм требует алкоголя... Другое дело, когда девушка считает внутренне обязательным контролировать свои эмоции и импульсы, когда молодой человек идет на фитнес или на учебу не потому, что это ему очень хочется, а потому, что он это себе наметил и это соответствует его планам на жизнь. Это - образ жизни человека-личности.
У человека-личности, кроме эмоций и потребностей, есть разум и воля, он думает и принимает решения. Чувства, эмоции и потребности для личности – это только фон, который может помогать, может мешать, но не более. Чувства могут когда-то вспыхивать и гаснуть, но за свои поступки отвечает человек, личность. Личность управляет своими эмоциями, чувствами и потребностями, а не наоборот. Для человека-личности свою внутреннюю жизнь осознавать – мало, свою внутреннюю жизнь нужно налаживать. Своими эмоциями можно и нужно управлять, потребности – воспитывать и выстраивать в ту иерархию, которая соответствует его представлению о должном.
Человек-организм ищет в себе энергию, человек-личность энергию в себе создает. Человек как организм разбирается, что ему хочется, человек как личность смотрит, что сейчас нужно, и заботится о том, что свое надо подкрепить энергией желания, чтобы нужное ему - хотелось.
Заметим, как правило дело это не сложное.
У развитой личности есть то, что ей дорого: ее ценности, из ценностей вытекают ее цели, цели разворачиваются в планы, планы конкретизируются в порядок дел, после чего личность – действует. Это не значит, что у человека-личности нет эмоций и привычек, просто все свои эмоции и привычки такой человек оценивает, воспитывает и корректирует. Ему служат эмоции и привычки, а не он им.
Человеку-личности естественно ставить себе высокие цели, решать большие задачи. Личности живут скорее как Мастеровые, они не ищут, а делают, создают, формируют. Что сами себе сделают, то у них и будет.
Ценности – те звезды, которые определяют направление жизни человека, как личности. Ценности - это всегда внешнее: его дом или страна, его родители или дети, любимая или любимый. А также его проекты, его работа, его миссия - то большое, ради чего он живет, что придает его жизни смысл, а не только удовлетворение.
Удовлетворение чувствует организм, когда потребляет себе нужное. Когда человек делает то, что считает должным, он начинает уважать себя и переживает гордость.
Задачи свободы, развития и созидания понятны только человеку как личности. Личность может ставить цели, выходящие за рамки ее существования.
Личность строит себя и свою жизнь, развивая себя и меняя обстоятельства вокруг себя. При этом направленность личности на себя основной не является: развитая личность занята собой лишь в той мере, в какой она заботится о любом жизненном инструменте. Основная направленность развитой личности – занятость не собой, а делом, другими людьми и жизнью. Личность – заботится и любит, отвечая за результат. Величина, мера личности - насколько человек своей личностью оказывает влияние на людей и жизнь.
Человек-организм
Взаимодействуя с внешним миром, человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность.
Основная разница этих двух способов бытия - в том, что для человека-личности естественно жить с помощью разума и воли, думая и принимая решения. Это не значит, что у человека-организма нет разума и воли: разум и воля у него есть, но он пользуется ими не часто, разуму предпочитая впечатления и привычные предубеждения, а воле - внутренние чувства и эмоции.
Собственно, разум человеку нужен не всегда: чтобы съесть и переварить готовую пищу, достаточно самых простых рефлексов и здоровой работы пищеварительной системы.
В сравнении с личностью, организм - это более простой способ существования, как по функциям, так и по используемому инструментарию. Что касается функций, то основная задача организма - поддерживать свою жизнедеятельность, то есть в первую очередь потреблять необходимое и освобождать себя от уже не нужных продуктов жизнедеятельности. Дополнительные задачи - безопасность (выживание) и комфорт (получение приятных переживаний и избегание боли и других неприятностей).
Попросту - беречь себя, кушать и наслаждаться жизнью. Задачи свободы, развития и созидания организму внутренне не понятны. Он живет собою: тогда зачем это лично ему?
Жизнь человека, как организма, определяется привычками и обстоятельствами, внешними и внутренними, а именно потребностями, чувствами и состояниями (заметьте: в этом списке убеждений и ценностей нет, эти категории за пределами жизни человека-организма). Взаимодействие с внешней средой определяется тем, что внешняя среда всегда сильнее человека-организма, его задача выживать. Внешняя среда задает организму рамки, человек-организм к внешней среде приспосабливается, адаптируется.
Конечно, по мелочи что-то менять во внешней среде возможно, а преобразовывать мир, строить и воплощать большие планы, менять что-то крупному - нет. "Хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах". Такой человек знает, что судьба сильнее человека, его идеология: "Мир большой, а я маленький". Возможно, в связи с этим человек-организм обычно только реагирует. Такие большие задачи, как проактивность, ему не свойственны. Ставя себе только маленькие задачи, люди-организмы - чаще Собиратели, они не производят, а всегда ищут уже готовое. "Где живет мой принц?" "Когда придет ко мне любовь?" "Как мне найти мое предназначение?"
В рамках, заданных внешней средой, жизнь человека-организма определяется силами и энергиями, которые его напрягают и двигают. Есть внутри энергия - он движется. Нет энергии - лежит на диване. Что же тут поделаешь? Не человек управляет собой, им управляют его желания и его потребности. Желания и потребности организма - вот кто хозяйничает во внутреннем мире человека, ставя его перед фактом.
Как писал А. Маслоу: "Что происходит с желаниями человека, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи? А происходит вот что – у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Потребности могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма".↑.
Человек как организм - не свободен, им управляют его потребности, как сотрудниками управляет совет директоров компании. Что вы будете делать, если вы трудитесь под шефом? Сообразительные люди стараются быть в курсе жизни шефа, иметь с ним контакт и знать, что ему надо, чтобы следовать его властным распоряжениям. Психологически сообразительные люди внимательны к своей внутренней жизни, внимательны к своим чувствам, эмоциям и потребностям: с ними нужно иметь контакт, их нужно осознавать, чтобы им следовать и использовать их энергию. Человек-организм знает: "Все ответы о моей жизни – внутри меня", он всегда прислушивается к себе, чтобы верно уловить внутренние напряжения и направленность внутренних энергий.
С кем жить, чем заниматься, куда двигаться - ответы на все эти вопросы у такого человека внутри его: нужно только быть к себе внимательным и ловить внутренние ощущения. Там, где направленность движения дает внутреннюю энергию и дает радость - там высшая правда. Тело - не врет.
Процесс здоровой жизнедеятельности человека-организма чаще всего напоминает круг, повторяясь день за днем и раз за разом. Этот круг может быть описан по разному: как цикл контакта (одно из основных понятий в гештальт-терапии), как круг гармонии, а когда-то как "кручусь как белка в колесе на одном месте". В режиме избытка энергии и в здоровом окружении человек-организм развивается как человек-Цветок, в менее благоприятных обстоятельствах превращаясь в Пассажира-по-жизни, а то и просто Груз.
Нормальный организм занят преимущественно собой, с другими он сталкивается, оказываясь в отношениях потребления, выделения и слияния - разлипания. Если человеку-организму предлагается позаботиться о ком-то другом, он напрягается от этого внедрения внешнего чужого в его внутреннее и для поиска ответа всегда обращается внутрь себя: а это моя потребность, мне это нужно? Внешнее для него - всегда интроект, хотя иногда и оправданный.
Если же человек-организм невнимателен к себе, теряет контакт со своими чувствами и потребностями - у него начинаются проблемы. Аналогично, попытки внутреннего контроля и навязанные внешние цели, не отвечающих его внутренним потребностям приводят его к убеганию от себя и, как следствие – лишают его жизнь энергии.
Видение человека сквозь метафору "организм с потребностями" более всего характерно для гештальт-терапии. В системной терапии аналог понятия человек-организм - "малодифференцированное Я".
Организм и Жертва
Организм - это реальность. Организму нужно есть, и необходимость поесть еще не делает человека организмом и жертвой. Жертва тот, кто видит себя только организмом, хотя на самом деле возможность для него быть личностью - есть.
Суета́ — 1) многозаботливость; 2) пустое, тщетное занятие, деятельность, бесполезные в отношении спасения; 3) беспорядочные, бесцельные мысли или действия.
Жизнь пребывающих на земле, обращенную на мирские заботы, можно признать суетою. святитель Афанасий Великий
Осуечение составляют не дела, а образ совершения их. Когда одно дело делается, а сотни толпятся в голове. Надо все те прогнать, а одно дело делать, и притом руками делать, а умом быть в своем месте. святитель Феофан Затворник
Всему причиной — суета!
Воображения игривость,
В словах и мыслях торопливость,
В делах и в чувствах — пустота!..
Федор Глинка, 1826
Где смущение, там есть действие вражие.
Где смущение, там и враг; где же мир, там Бог...
Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).
Когда не имеете спокойствия - знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, кои вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Преподобный Лев Оптинский (1768-1841).
Если в сердце тревога и беспокойство, это значит, что нарушен мир между нами и Богом, т. е. мы согрешаем или искушаемся. Если бы при непорочном поведении мы были осеняемы благодатным миром Божиим, то никакие внешние обстоятельства не могли бы волновать и тревожить нас.
Привычка нервничать есть прямой признак своенравия. Эта болезнь душевная развивается по мере потворства себе и самооправдания.
Иеромонах Петр (Серегин) (1895-1982).
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Он самый. Иногда почитываю. Там ещё статья есть про "Быть самим собой". Много споров на эту тему там.en1966":2kfgo28r написал(а):Козлов с сайта психологии?
Не более 5—6 % наркоманов в нашей стране избавляются от зависимости. Излечившимися признаются те, кто хотя бы год не употребляет наркотические вещества.
За последние пять лет мы становимся свидетелями угрожающей тенденции увеличения потребления среди детей 9—13-лет. Известны случаи, когда дети начинали употреблять наркотики с 6—7-летнего возраста. Если еще пять лет назад средний возраст первого употребления составлял 19—20 лет, то сегодня 15—17 лет.
О женщине сказано - "немощный сосуд" - "Infirmior vasa" Эта "немощь" состоит главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого - слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого не свободна, она всегда раба своих страстей, своих антипатий, своего "хочется". Только в христианстве женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость. Только тогда возможна ее дружба с мужем".
Современные христиане подчас уделяют первостепенное внимание второстепенным вопросам, забывая о самом главном - спасении души для блаженной Вечности. Обретается оно через стяжание Духа Святаго Божия, которому противостоит дух мира сего - дух вечной погибели.
Если христиане не видят, что зло ныне действует в мире с особой разрушительной силой, это значит, что оно установило свое господство над ними! Если христиане не хотят замечать, что мир ненавидит Христа и по этому признаку объединяется, это значит, что они мертвецы в христианстве! Если христиане входят в согласие с духом мира сего, это значит, что они отрекаются от Христа и становятся рабами диавола! В духовной жизни нет мелочей: «Каждое слово, сказанное или написанное в духе мира сего, кладет на душу печать свою, которой запечатлевается усвоение души миродержцу», - предупреждает святитель Игнатий.
Одно только слово в духе мира сего может повредить спасению безсмертной души человека! Одно только слово в духе мира сего может поставить душу под власть диавола-миродержца!
В полном согласии со святителем Игнатием пребывает богомудрый святитель Феофан Затворник: «Дух мира есть дух вражды на Бога... Дух мира есть дух всесторонних похотствований... Кто вдохнет в себя, хоть мало, духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь... Дух мира с его превратными учениями есть дух неприязненный Христу: он есть дух антихристов... Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира!» Нельзя примирить истину Христову с диавольскою ложью мира сего! Дух мира сего - это лукавый дух обольщения, рисующий миражи, за которыми скрываются адские бездны.
Вот как говорит об этом великий подвижник нашего времени, преподобный Паисий Святогорец: «Наибольшим врагом спасения нашей души, даже большим, чем сам диавол, является мирской дух, потому что он сладко влечет нас к себе, но в конце концов приносит нам вечную горечь... Сердце же, плененное суетным миром, душу держит истощенной, ум помраченным. Находящийся в таком состоянии, если и кажется человеком, по сути является духовным выкидышем».
| Похожие темы | Форум | История | ||
|---|---|---|---|---|
| Записки созависимой мамы | Созависимые отношения | 14K | ||
| Случайные записки. | Переговорный пункт | 11K |