4.52. Алкогольный параноид: что это такое - пример
Параноид — очень и очень частое явление у алкоголиков. Разумеется, у кого-то он слабо выражен, а у кого-то явно. Всё дело в стадии болезни.
Наблюдение картины болезни с выраженным алкогольным параноидом:
С 8 лет пошёл в школу, учился хорошо, несмотря на отсутствие условий для занятий дома, так как родители больного часто ссорились и дрались между собой. По характеру был весёлым, общительным, имел много товарищей.
Окончив всего 6 классов, из-за материальных затруднений не мог продолжать учёбы, пошел в ученики сапожнику и уже через год начал работать самостоятельно.
Впервые выпил возрасте 13 лет, угостил мастер. Выпил 100 г водки, сразу опьянел, появилась хорошее настроение. В дальнейшем выпивал по 100 — 150 г раз в неделю, иногда реже, иногда чаще. Вначале угощал мастер, но с 17 лет покупал водку сам.
С 1941 года стал заведующим сапожной артели. Тогда же начал выпивать по 100 — 150 г почти ежедневно, что было вызвано, по словам больного, условиями работы.
В 1947 году женился. Семейная жизнь сложилась неудачно, жена изменяла ему. Это привело к усилению пьянства. Сперва выпивал по половине, а затем по целому литру в день, несколько раз в неделю.
Более интенсивно стал пить с 1953 года, после развода с женой. В это время опохмелялся уже регулярно, напивался каждый раз до состояния тяжелого опьянения. Наутро иногда возникала рвота с кровью. С этого времени пьёт систематически.
Впервые психотическое состояние возникло в 1954 году, когда после очередного запоя появились кошмарные сновидения. Был доставлен в психоневрологическую больницу, где через несколько дней пришел в себя, амнезировав большую часть произошедшего с ним.
Уже через полтора месяца после выписки, опять стал пить помногу и ежедневно. После двух недель такого пьянства — вновь возникли бессонница, страх, галлюцинации.
Продолжал так пить до 1957 года, причём за это время дважды поступал в психиатрический стационар по поводу таких же, как и первые, кратковременных психотических эпизодов.
С 1957 по 1959 года психотических состояний не было, хотя продолжал выпивать по-прежнему.
В апреле 1959 года, после очередного массивного пьянства, возник страх, хотел зарезаться, ушёл из дома, боялся вернуться обратно, обратился за помощью в милицию и был доставлен в больницу имени Кащенко, где находился 6 дней.
Опять сразу после выписки стал пить, и снова через 2 недели пьянства возникла бессонница. При закрытых глазах видел различных животных и чудовищ, слышал голос врача диспансера. Как-бы в тумане видел приближающиеся к нему фигуры людей, испытывал острое чувство страха.
Был стационирован в больницу имени Кащенко, где находился с 15.08 по 02.10.1959 года.
В отделении был подозрителен, тревожен. Считал, что кругом находятся не больные, а здоровые. Опасался с их стороны расправы. Один из больных показал ему полотенца, сложенное петлёй. Это расценил как намек на то, что его задушат.
Несмотря на многократные повторения, не мог запомнить имена обслуживающего персонала, год, месяц и число. Не мог сказать, гулял ли он сегодня, обедал ли.
Критика к своему состоянию недостаточна. Считает, что память у него удовлетворительная . Во время беседы старался скрыть дефекты памяти, уклонялся от прямого ответа, иногда говорил, что он отвечает только на то, что его интересует.
Возникал страх, тревога, слышал, как соседи за стеной его ругали, говорили гадости, казалось, что каждую минуту в окно могут влезть бандиты и убить его. Наряду с этим оставались грубые расстройства запоминания, обильные конфабуляции. Утверждал, что внизу его ждет машина, чтобы отвезти на работу. Он только что говорил с шофером и так далее.
1 января 1963 года поступает также после очередного запоя. К концу запоя возник страх, боялся выйти на улицу, слышал, как кто-то из знакомых предупреждал что его убьют. Пытался скрыться от преследования, уехал в за город, но и там не чувствовал себя в безопасности. Для успокоения выпивал в день около 0,25 л водки, но это помогало ненадолго.
В отделении в первое время почти не спал, испытывал страх. Слышал, что окружающие говорили: «Смерть ему, смерть!». Жестами показывали, что задушат больного. Голоса из сада повторяли: «Убить его!». Видел, как в отделение входили подозрительные люди, которые при виде медперсонала тут же уходили.
Жалуется на ряд неприятных ощущений: постоянную тупую головную боль, слабость, ноющую боль в руках и ногах, ощущение онемения в пояснице. Боли в руках и ногах появились три года назад, но за последнее время стали постоянными и более сильными.
Вначале чувствовал себя в безопасности в больнице, но потом стал замечать, что и в отделении находится большая группа врагов, которая дожидаются удобного случая, чтобы расправиться. Только вблизи медперсонала мог чувствовать себя относительно спокойно.
Пытается приуменьшить своё злоупотребление алкоголем и одновременно оправдать его профессиональными традициями, «пьёт как сапожник» и семейными неприятностями. Неохотно признался, что иногда приходилось пить помногу. С достоинством добавил, что он, якобы, не напивался до такого состояния, чтобы валяться на улице, никогда не пропивал вещей. «Я в любое время могу занять деньги»,- сказал больной с некоторой гордостью
Рассказы с нелепостями понял правильно. В общем, интеллектуальный уровень соответствует полученному образованию и в отдельных случаях даже превышает его.
Вывод: Алкогольный параноид - это тот случай, когда у человека развивается чувство того, что за ним кто-то следит, его хотят убить и тд.
Своё мнение: Жить с такими мыслями безумно страшно