Урок 19.
Часть 6
Читайте и пишите изложения по прочитанному.
Общее время чтения - 3 часа
Изложения - 30 мин
Филонович "О коммунистической морали"
Принципы коммунистической нравственности - 3 часа
Изложение: Мораль-это строгое соблюдение нравственных принципов и осуждение аморального поведения. Это уметь различать добро и зло. Вот, например, у буржуев человек не должен жить в принципах взаимопомощи,то есть, каждый сам за себя. Но человеческие взаимоотношения появились ещё с началом производства материальных благ для того, чтобы утолить человеческие потребности в еде, труде и крове. Из материальной жизни происходят взаимоотношения между людьми, так как им надо вместе работать и от их взаимоотношений зависит дальнейшее процветание общества и его развитие. Но взаимоотношений не может быть без морали, так как аморальным поведением рушатся доверительные связи между людьми, тем самым, это приводит к нарушению совместной работы на благо общества. Общество само устанавливает моральные нормы по которым они живёт и регулирует законом их поведение. С испокон веков люди были объединены общей,единой, целью: удовлетворением совместных потребностей, но с появление частой собственности люди стали отходить от единства, так как каждый начал стремиться удовлетворить свои потребности, не задумываясь о другом. Так появилось разделение на социальные группы.
Стоит отметить и про формы морали. Мораль класса, когда правила поведения устанавливает правящая элита и их моральные ценности могут отличаться от истинной морали, так как они подстраивают мораль под себя. Как им будет выгодно.Для лучшего управления и удержания власти. Есть мораль угнетённых. Эта форма морали появляется у людей, которые находятся под давлением господствующего класса. У них возвышенные понятия о принципах равенства и справедливости. Это протестующая форма морали, которая борется против владельческой системы путём восстаний и революций. Есть буржуазная форма морали, которая предполагает под собой стремление к частной собственности и материальным благам, то есть, материализму. В буржуазной форме морали прорастает достижения цели любым способом будь этот способ трижды аморален, но народ, который трудится на благо общества, не может принять такой формы морали, так как есть ещё и определённые человеческие моральные правила. Например, если человек искренне помог, то он не будет брать вознаграждение за это, так как считает это своим долгом и прямой обязанностью, а не услугой за которую требуется плата.
Стоит отметить, что мораль имеет разностороннее понимание, которое зависит от обстоятельств. Например, лгать-это плохо, но в случае, если воин сообщает раскрывает врагу расположение его войск, то это будет считаться предательством и ситуацией,где необходимо промолчать. Нужно уметь применять моральные принципы в зависимости от жизненных ситуациях, которые происходят с человеком.
Мораль появилась раньше права, так как оно имеет закостенелые устоит правильного поведения в обществе и построено на принципах общинности. С появлением права, впитавшей в себя моральные догмы, каждый правящий класс стал подстраивать моральные принципы под себя и толковать мораль по своему. Это делается с целью того, чтобы укоренить в умах граждан своё мироощущение и мировосприятия для лучшего управления ими и их контроля. Таким образом правящей элите удобно подстраивать под себя экономику и получения личной выгоды от власти. Конечно, бывают разные идеологии, и моральные нормы , во многом, зависят от неё, но ,порой, идеология может идти вразрез с желанием наживы, что приводит к политическому диссонансу. Граждане государства видят, что от них требует одного, а те, кто требует этого делают , абсолютно, иначе. Но было и наоборот, когда право и мораль помогали друг другу. Например, указ СССР об уголовной ответственности за неправильное использование сельскохозяйственной техники. Таким законом государство заставляет ценить общественную собственность и уважать общественный труд. В этом примере есть стремление сделать право и мораль прогрессирующей канвой высоконравственного государства для его быстрого процветания и духовного развития.
Вообще, если посмотреть здравым взглядом на идеологию социализма, то можно увидеть в ней направленность на морально-нравственное воспитание трудящегося народа. Каждый рабочий проявлял самопожертвование, взаимопомощь, благородство, честность, отзывчивость и убеждённость в том, что политика социализма приведёт государство к светлому будущему. Конечно, были моменты, когда вера народа в политику подрывалась. Особенно, это можно чётко проследить в культе личности Сталина, когда один человек возвёл себя до божественного восприятия народом, тем самым, доведя народ до раскола и захлёбывания в собственной крови из-за того, что кто-то был не согласен с его политикой. Но этот ужасный период был пройдён и власть смогла признать свои ошибки через развинчивание данного культа личности.
Но чем больше обществу навязывался капитализм, то тем больше моральные правила извращались в угоду частной собственности. Частная собственность стала разлагать общество, отторгая справедливость и единение. Человек стал зацикливаться на себе и к стремлению получить всевозможные материальные блага, при чём, не гнушаясь любых методов. Коррупция, ложь, эгоизм, безответственность, самодовольство стало разрастаться и глубоко пускать корни в моральный пласт общества меняя людей и их восприятие морали. Девиз "Каждый сам за себя." становился нормой, который двигал людей назад, отталкивая прогресс.
Но соблюдение основных принципов коммунистической нравственности может помочь обществу вернуть то благополучие и развитие, которое позволит ему жить в мире и согласии с самим собой и другими государствами. Добросовестное отношение к труду, коллективизм, гуманизм, честность, оптимизм, непримиримость с тунеядством и карьеризмом-это те главные черты прогрессирующего государства, которое может превращать врагов в друзей и шагать вперёд по ступеням эволюции, откинув назад стремление к низменным наслаждениям и защите частной собственности. Слияние интересов каждого, дух единства и целеустремленности к процветанию государства, вклад каждого гражданина коммунистического государства в его развитие, делают такую страну несокрушимой для внешних и внутренних негативных факторов. В таком государстве преобладает моральная оценка поступков человека "хорошо" или "плохо".
Стоит указать, что коллективизм-это основная черта коммунистического государства. Без него не может существовать взаимопомощи. Рабочие каждого производства ради стремления к благой цели следят за теми, кто избегает такого стремления, показывает равнодушие к идее, и задерживает производственный процесс. Такой человек порицаем в коллективе, заслуживает наставления и направления на верный, правильный путь.
Стоит отметить, дружбу, которая была настоящей, а не ложной. Человек в такой дружбе духовно образовывался. Каждый нёс ответственность друг за друга и указывал если кто-то делал неправильные или аморальные поступки. Патриотизм в коммунизме - это борьба за идеалы государства, это огромная любовь к родине, это самоотверженность и самопожертвование ради спасения тысячи жизней, это защита государства ценной собственной жизни.
Вывод: Коммунистическая мораль-это стремление каждого человека к духовно-нравственному воспитанию ради блага и процветания общества и государства. Это осознанное отторжение аморальных поступков. Это борьба за светлое будущее и уверенность в завтрашнем дне. Это уважение труда и стремление к его совершенству.