Как вылечить женский алкоголизм

CUCA

Посетитель
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
153. Как восстановить мозг после наркотиков? Упражнения для мышления

Мозг после наркотиков необходимо тренировать, прокачивать, формировать новые нейронные цепи. Вместо нормальных мыслей вы долгое время имели суррогат, который возникал из-за того, что был нарушен нормальный обмен гормонов в организме. То есть, разум мыслил на грани фола, от огромного количества в организме адреналина, дофамина и эндорфина. Вы просто не могли воспринимать ситуацию здраво и мозг просто привык к этому, образовал новые нейронные цепи. Но, когда вы бросили употреблять, организм прекратил перенасыщаться этими гормонами и вы обнаружили, что вы просто разучились думать.
Ноотропы(таблетки) это вспомогательная вещь. Это хорошо в связке с упражнениями по восстановлению мозга. И уж тем более вам не помогут психиатрические препараты.
Упражнения для восстановления мышления после наркотиков-нейробика.
1.В течении дня, несколько раз, задействуйте вместо правой руки-левую.
2. Пару раз в день завязывайте глаза и делайте что-то с полностью закрытыми глазами.
3. 3. Включите телевизор, отключите полностью звук и постарайтесь угадать, что говорят герои.
4. Сделайте перестановку в комнате, посещайте места в городе, где вы никогда не были.
Чтение художественной литературы, это необходимый элемент.Чтение крайне нужно. Вы должны читать, даже, если вы этого сроду не делали. Именно читать, а не слушать аудиозаписи книг. Чтение развивает пространное мышление, доставляет моральное удовольствие и учит мозг планировать наперёд. Так получается от того, что в книгах есть сюжет и вольно или невольно, человек предполагает, что же будет дальше.
Изложение прочитанного своими словами на бумаге, это обязательно.Раз в день, обязательно, пишите. Вы можете это делать и на бумаге и на компьютере, не суть.Прочтите что-то, и опишите понравившуюся главу своими словами. Это мощнейший тренажёр для мозга, который тренирует память и фантазию.
Вспомогательные вещи: витамины, ноотропы, медитации. Витамины: Витрум и глицин. Важно помнить, что медитации, это не лечение наркомании, а всего лишь вспомогательный инструмент в восстановлении ЦНС. И применять их надо уже после 3-х месяцев отсидки.

Вывод: После употребления наркотиков необходимо восстанавливать свой мозг. Для этого нужно: много читать, писать изложения, нейробика, витамины для мозга и медитации.

Пример: В программе нашего РЦ мы должны много читать художественной литературы и писать изложения не только для развития моральных качеств, но и восстановления мозга.
 

CUCA

Посетитель
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
154. Где заработать бывшему наркоману и где искать работу?

Главные препятствия у бывшего наркомана в поиске работы: судимость, отсутствие документов об образовании, невозможность получить санитарную книжку, испорченная внешность...Зачастую, наркоманы чувствуют себя очень неуверенно и боятся идти на всяческие собеседования. Что и неудивительно. У многих из них плохо с зубами, одежды толковой тоже нет, также их пугает то, что у них начнут спрашивать о предыдущем месте работы, а рассказать нечего. Трудовой книжки нет. Есть масса мест, куда может устроиться бывший наркоман, безо всяких проблем. Более того, в таких местах бывшие наркоманы быстро адаптируются, не чувствуют никакого презрения в свою сторону, имеют возможность быстро наладить новые дружеские связи и даже создать свой бизнес или семью.
Где не надо работать бывшему наркоману: ремонтные работы, биржи Форекс и прочие трейдерские заманухи, такси, риелторские агентства, разгрузочные работы, любые неизвестные фирмочки, где вас берут на испытательный срок...Постарайтесь возобновить старые рабочие связи, найдите контакты людей, с которыми дружили и сотрудничали раньше. На СТО очень часто требуются помощники, которые будут выполнять какие-то неквалифицированные вещи. Оплата там небольшая, но зато ежедневная. И бывших наркоманов туда берут вполне охотно. Особенно в помощники маляров, так как, это работа сложная и сами маляра предпочитают её переложить на плечи помощника. Работа на стройке. Находите какую-то бригаду, у которой есть стабильные заказы и проситесь помощником. Например, помощник по укладке тротуарной плитки или каменщиков. Работа на автозаправке. Для женщин, которые потеряли здоровье и внешность, весьма неплохой вариант, это автозаправка. Работа на автомойке. И это неплохой вариант, что для женщин, что для мужчин. Но особой перспективы роста тут нет, конечно. Работа в интернете: создание сайтов, копирайт, логистика. В интернете сейчас работают все, кому не лень. Но, прибыль приносят только те работы, где нужно иметь какую -то квалификацию.

Вывод: У бывших наркоманов бывает возникают проблемы с поиском работы по ряду причин. Но тем не менее варианты есть всегда. Всеже надо с чего-то начинать, даже с маленьким заработком.

Пример: Я когда выйду из РЦ хочу продолжить рисовать картины на зазаказ и работать дизайнером интерьеров.
 

CUCA

Посетитель
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
Часть 2
1. Чехов "Загадочная натура"

Дамочка
алчная, лживая, высокомерная , жадная, бессовестная. Рассуждает о том, что жадность помешает ей воссоединиться с любимым человеком.
Вольдемар
льстец, обольститель. Слушает девушку с надеждой на ее расположение.

Мораль: Некоторые люди настолько аморальны, что готовы на все пойти ради денег.
 

CUCA

Посетитель
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
2. Чехов "Cмерть чиновника"

Червяков пугливый, неуверенный, кающийся, самокритичный. Не мог успокоиться, гнобил себя за мелкую оплошность.
Генерал раздрожительный. Сорвался на Червякова.

Мораль: Не нужно заниматься самобичеванием по пустякам.
 

CUCA

Посетитель
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
3. Чехов "Хамелеон"

Очумелов часто переобувается, льстец, мерзкий жестокий. Как только слышал, что собака генеральская хотело помиловать, бродячая-убить.
Хрюкин жестокий, мерзкий. Мучал собаку, сигаретой в морду тыкал.
Елдырин услужливый. на побегушках у Очумелова

Мораль: Надо любить животных, не смотря на то, кому они пренадлежат. Плохо все время переобуваться взивисимости от обстоятельств, это мерзко выглядит.
 

CUCA

Посетитель
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
4. Чехов «Толстый и тонкий»

Толстый простой, не зазнался. Стошнило от реакции друга.
Тонкий подлиза. Как услышал, что его друг тайный советник, поменял речь и начал любездничать.

Мораль: Все мы просто люди в не зависимости от положения.
 

CUCA

Посетитель
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
5. Чехов «Размазня»

Главный герой жестокий, справедливый, честный. Жестоко пошутил, отдал то, что должен.
Гувернантка размозня, тихая, уступчивая. Молчала, пока ее обсчитывали.

Вывод: Если с тобой ведут себя не справедливо, надо за себя постоять.
 

CUCA

Посетитель
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
14 Урок
Часть 1
1. Зощенко "Беда"

Егор Иваныч непредусмотрительный, пьяница, хвастливый. Пропил лошадь, на которую копил.
земляк равнодушный. Ему все равно на пропитую лошадь

Мораль: Надо думать о посдедствиях.
 

K_Kristina2807

Помогаю
Команда форума
Регистрация
20 Май 2023
Сообщения
1,849
Реакции
1,843
Семья
Брат - @maxim812

CUCA

Посетитель
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
2. Зощенко "Встреча"

Автор недоверчивый, добрый. Не сразу доверился незнакомцу, не верит в помощь без мотива.
Парень добрый, доброжелательный, отзывчивый. Помог незнакомцу найти более легкий путь.

Мотив: нужно уметь бескорыстно помогать
 

CUCA

Посетитель
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
3. Зощенко "Рассказ о подлеце"

Подлец хитрый, жадный, скупой, лжец, подлый, мерзкий. Много раз врал, подставил именниника, испугался позора, хотел побольше съесть на празднике, не купил подарок...
именинник справедливый. наказал своего обидчика

Мораль: нельзя быть такими подлецами. К плохим людям зло за их поступки возвращается.
 

CUCA

Посетитель
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
Часть 2
Дайте краткое определение поступку, описанному ниже. Буквально, одно-два слова. Как это можно назвать?

Небогатый, женатый мужчина завёл любовницу и тратил на неё почти всю зарплату, при этом обделяя двух своих детей и жену.

Предательсво, эгоизм.
 

CUCA

Посетитель
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
Часть 4
Кропоткин "Анархия"

1. Взаимопомощь как фактор эволюции

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ


АНАРХИЯ В ПРИРОДЕ

ВЗАИМОПОМОЩЬ КАК ФАКТОР ЭВОЛЮЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Автор ведет наблюдение за животным миром Восточной Сибири и Северной Маньчжурии. Его поразила необыкновенная суровость борьбы за существование, которую большинству животных видов приходится вести против безжалостной природы. Другой особенностью было то, что даже в тех немногих отдельных пунктах, где животная жизнь являлась в изобилии, он не находил той ожесточенной борьбы за средства существования среди животных, принадлежащих к одному и тому же виду, которую большинство дарвинистов рассматривали как преобладающую характерную черту борьбы за жизнь и как главный фактор эволюции. Во всех сценах животной жизни, проходивших перед его глазами, он видел взаимную помощь и взаимную поддержку, доведенные до таких размеров, что невольно приходилось задуматься над громадным значением, которое они должны иметь для поддержания существования каждого вида, его сохранения в экономии природы и его будущего развития.
В лекции "О законе Взаимопомощи", прочитанной на съезде русских естествоиспытателей в январе 1880 года профессором Кесслером, бывшим деканом С.-Петербургского университета, он увидал, что она проливает новый свет на весь этот вопрос. По мнению Кесслера, помимо закона Взаимной Борьбы, в природе существует еще закон "Взаимной Помощи", который для успешности борьбы за жизнь, и в особенности для прогрессивной эволюции видов, играет гораздо более важную роль, чем закон Взаимной Борьбы. Что же касается до работы Бюхнера, то хотя она наводит на размышления о роли Взаимопомощи в природе и богата фактами, я не могу согласиться с ее руководящей идеей. Книга начинается гимном Любви, и почти все е е примеры являются попыткой доказать существование любви и симпатии между животными. Но свести общительность животных к любви и симпатии - значит сузить ее всеобщность и ее значение, точно так же, как людская этика, основанная на любви и личной симпатии, ведет лишь к сужению понятия о нравственном чувстве в целом. Важность этого различия будет легко оценена всяким, кто изучает психологию животных, а тем более людскую этику. Любовь, симпатия и самопожертвование, конечно, играют громадную роль в прогрессивном развитии наших нравственных чувств. Но общество, в человечестве, зиждется вовсе не на любви и даже не на симпатии. Оно зиждется на сознании, хотя бы инстинктивном, человеческой солидарности, взаимной зависимости людей.
Необходимо было показать сперва преобладающую роль, которую играют общительные привычки в жизни природы и в прогрессивной эволюции, как животных видов, так равно и человеческих существ. Надо было доказать, что они дают животным лучшую охрану против их врагов, что они облегчают им добывание пищи (зимние запасы, переселения, кормление под охраной сторожей и т. п.) и увеличивают предел жизненности и, вследствие этого, облегчают и развитие умственных способностей; что они дали людям, помимо выше указанных, общих с животными выгод, возможность выработать те учреждения, которые помогли человечеству выжить в суровой борьбе с природой и совершенствоваться, невзирая на все превратности истории.
Когда учреждения Взаимопомощи - т.е. родовой строй, деревенская община, гильдия, средневековый город - начинали в течение исторического процесса терять свой первоначальный характер, когда в них начинали появляться паразитные, чуждые им наросты, вследствие чего сами эти учреждения становились помехой прогрессу, тогда возмущение личностей против этих учреждений всегда принимало двоякий характер. Часть восставших стремилась к очищению старых учреждений от чуждых им элементов или к выработке высших форм свободного общежития, основанных опять-таки на началах Взаимной Помощи; они пытались, например, ввести в уголовное право начало "возмещения" (виры) на место закона кровавого возмездия, а позднее провозглашали "прощение обид", то есть еще более высокий идеал равенств пред человеческою совестью, взамен "возмещения", которое платилось сообразно классовой ценности пострадавшего.
 

CUCA

Посетитель
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
2. Взаимная помощь у животных - часть 1

Понятие о борьбе за существование, как об условии прогрессивного развития, внесенное в науку Дарвином и Уоллэсом, позволило нам охватить в одном обобщении громаднейшую массу явлений; и это обобщение легло с тех пор в основу всех наших философских, биологических и общественных теорий.
Он понимал, что выражение, которое он вводил в науку, утратило бы свой философский точный смысл, если бы оно было понято исключительно в его узком смысле, как борьба между индивидуумами из-за средств существования. А потому, уже в самом начале своего великого исследования о происхождении видов, он настаивал на том, что "борьбу за существование" следует понимать "в ее широком и переносном (метафорическом) смысле, т.е. включая сюда зависимость одного живого существа от других, а также, - что гораздо важнее, - не только жизнь самого индивидуума, но и возможность для него оставить по себе потомство. Именно такое исследование и было необходимо, чтобы определить истинные размеры и значение в природе единичной борьбы за жизнь между членами одного и того же вида животных, по сравнению с борьбой целым обществом против природных препятствий и врагов из других видов. С теорией Дарвина случилось то же, что случается со всеми теориями, имеющими отношение к человеческой жизни. Его последователи не только не расширили ее, согласно его указаниям, а напротив того, сузили ее еще более. И в то время как Спенсер, работая независимо, но в сходном направлении, постарался до некоторой степени расширить исследование вопроса: "кто же оказывается лучше приспособленным?". Если взять, например, Гексли, который, несомненно, считается одним из лучших представителей теории развития (эволюции), то мы видим, что в статье, озаглавленной "Борьба за существование и ее отношение к человеку", он учит нас, что "с точки зрения моралиста животный мир находится на том же уровне, что борьба гладиаторов. Насколько подобный взгляд на природу оправдывается действительно, видно будет из тех фактов, которые приведены в этой книге, как из мира животных, так и из жизни первобытного человека. Но мы теперь уже можем сказать, что взгляд Гексли на природу имеет так же мало прав на признание его научным выводом, как и противоположный взгляд Руссо, который видел в природе лишь любовь, мир и гармонию, нарушенные появлением человека. Если прибегнуть к косвенной проверке и спросить природу: "Кто же оказывается более приспособленным: те ли, кто постоянно ведет войну друг с другом, или же, напротив, те, кто поддерживает друг друга?" - то мы тотчас увидим, что те животные, которые приобрели привычки взаимной помощи, оказываются, без всякого сомнения, наиболее приспособленными. Известно, что из ученых - последователей Дарвина, первым признавшим за взаимной помощью значение закона природы и главного фактора эволюции, был очень известный русский зоолог, бывший декан Петербургского университета, профессор К. Ф. Кесслер. Он развил эту мысль в речи, произнесенной в январе 1880 года, за несколько месяцев до своей смерти, на съезде русских естествоиспытателей, но, подобно многим другим хорошим вещам, напечатанным лишь на одном только русском языке, эта замечательная речь осталась почти совершенно неизвестной. Как старый зоолог, говорил Кесслер, он чувствовал себя обязанным выразить протест против злоупотребления термином "борьба за существование", заимствованным из зоологии, или, по крайней мере, против чересчур преувеличенной оценки его значения. Война всех против каждого вовсе не является преобладающим законом природы. Взаимная помощь - настолько же закон природы, как и взаимная борьба, и этот закон станет для нас еще очевиднее, когда мы рассмотрим некоторые другие сообщества птиц и общественную жизнь млекопитающих. Некоторые беглые указания на значение закона взаимной помощи в эволюции животного царства уже сделаны были на предыдущих страницах; но значение его выяснится с большею определенностью, когда, приведя несколько фактов, мы сможем сделать на основании их наши заключения.
 

CUCA

Посетитель
Регистрация
8 Сен 2023
Сообщения
2,966
Реакции
493
Семья
Мама-@Julie
Бросил
01.09.2023
3. Взаимная помощь у животных - часть 2

Лишь только весна снова наступает в умеренном поясе, целые мириады птиц, рассеянных по теплым странам юга, собираются в бесчисленные стаи и, полные радостной энергии, спешат на Север - выводить потомство. Еще далее к северу, в Арктических архипелагах, "вы можете плыть целые мили вдоль берега, и вы видите, что все выступы, все скалы и уголки горных склонов, на двести, а не то на пятьсот футов над морем, буквально покрыты морскими птицами, белые грудки которых выделяются на фоне темных скал, так что скалы кажутся как будто обрызганы мелом. Воздух, вблизи и вдали, переполнен птицами". Каждая из таких "птичьих гор" представляет живой пример взаимной помощи, а также бесконечного разнообразия характеров, личных и видовых, являющихся результатом общественной жизни. Привычка собираться вместе в период гнездования настолько обыкновенна у большинства птиц, что едва ли надо приводить дальнейшие примеры. Вершины наших деревьев увенчаны группами вороньих гнезд; живые изгороди полны гнезд мелких пташек; на фермах гнездятся колонии ласточек; в старых башнях и колокольнях укрываются сотни ночных птиц; и легко было бы наполнить целые страницы самыми очаровательными описаниями мира и гармонии, встречаемых почти во всех этих птичьих сообществах для гнездования. А насколько такие сообщества служат защитою для самых слабых птиц, само собою очевидно. Жизнь сообществами не прекращается и тогда, когда закончено время гнездования; она только принимает новую форму. Молодые выводки собираются тогда в сообщества молодежи, в которые обыкновенно входит по нескольку видов.Наконец, мы имеем перед собою еще одну громаднейшую область взаимопомощи у птиц, во время их перелета; она до того обширна, что я могу только в немногих словах напомнить этот великий факт природы. Достаточно сказать, что птицы, жившие до тех пор целые месяцы маленькими стаями, рассыпанными на обширном пространстве, начинают собираться весною или осенью тысячами; несколько дней под ряд, иногда неделю и более, - они слетаются в определенное место, прежде чем пуститься в путь, и, очевидно, обсуждают подробности предстоящего путешествия. Некоторые виды каждый день, под вечер, упражняются в подготовительных полетах, готовясь к дальнему путешествию.

Переходя теперь к млекопитающим, первое, что поражает нас в этом обширном классе животных, - это громаднейшее численное преобладание общительных видов над теми немногими хищниками, которые живут особняком. Плоскогорья, горные страны, степи и низменности Старого и Нового Света буквально кишат стадами оленей, антилоп, газелей, буйволов, диких коз и диких овец, т.е. всё животными общественными. В более низких широтах Азии и Африки леса по сию пору являются жилищем многочисленных семей слонов, носорогов, гиппопотамов и бесчисленных сообществ обезьян. Ассоциация и взаимная помощь являются правилом у млекопитающих. Привычка к общественной жизни встречается даже у хищников, и во всем этом обширном классе животных мы можем назвать только одно семейство Кошачьих (львы, тигры, леопарды и т.д.), которого члены действительно предпочитают одинокую жизнь жизни общественной и только изредка встречаются - теперь по крайней мере, - небольшими группами. Что касается до обширного семейства Собак (собаки, волк, шакал, лисица, песец), то их общительность и их общества в целях охоты можно рассматривать как характерную черту для многочисленных видов этого семейства. Всем известно, как волки собираются стаями для охоты, и исследователь природы Альп Чуди оставил превосходное описание того, как, расположившись полукругом, они окружают корову, пасущуюся на горном склоне, а потом, выскочивши внезапно с громким лаем, заставляют ее свалиться в пропасть. В обширном семействе Лошадиных, в которое входят дикие лошади и дикие ослы Азии, зебры, мустанги, cimarrones пампасов и полудикие лошади Монголии и Сибири, мы опять находим самую тесную общительность. Все эти виды и породы живут многочисленными табунами, из которых каждый слагается из многих косяков, по нескольку кобыл в каждом, под руководством одного жеребца.

Затем объединение бывает иногда в две или три степени - сначала семья, потом группа и, наконец, ассоциации групп, обыкновенно рассеянных, но соединяющихся в случае нужды, как мы это видели на примере буйволов и других жвачных. Ассоциация также принимает высшие формы, и тогда обеспечивает большую независимость для каждого отдельного индивидуума, не лишая его вместе с тем выгод общественной жизни.Таким образом, у большинства грызунов каждая семья имеет свое собственное жилище, куда она может удалиться, если пожелает уединения, но эти жилища располагаются селениями и целыми городами, так, чтобы всем обитателям были обеспечены все удобства и удовольствия общественной жизни. И наконец, у некоторых видов, как, например, у крыс, сурков, зайцев и т.д., общительность жизни поддерживается, несмотря на сварливость или вообще на эгоистические наклонности отдельно взятых особей. Во всех этих случаях общественная жизнь уже не обусловливается, как у муравьев и пчел, физиологическою структурою; она культивируется ради выгод, даваемых взаимной помощью, или же ради приносимых ею удовольствий.

Общительность, т.е. ощущаемая животным потребность в общении с себя подобными, любовь к обществу ради общества, соединенная с "наслаждением жизнью", только теперь начинает получать должное внимание со стороны зоологов. Жизнь сообществами (мы это видели) дает возможность самым слабым насекомым, самым слабым птицам и самым слабым млекопитающим защищаться против нападений самых ужасных хищников из среды птиц и животных или же охранять себя от них; она обеспечивает им долголетие; она дает возможность виду выкармливать свое потомство с наименьшей ненужной растратой энергии и поддерживает свою численность даже при очень сильной рождаемости; она позволяет стадным животным совершать переселение и находит себе новые местожительства.

Что же касается Уоллэса, приводящего в своем изложении дарвинизма те же самые факты, но под слегка видоизмененным заголовком ("Борьба за существование между близкородственными животными и растениями часто бывает наиболее сурова"), то он делает нижеследующее замечание, дающее вышеприведенным фактам совершенно иное освещение. Он говорит (курсив мой):"В некоторых случаях, несомненно, ведется действительная война между двумя видами, причем более сильный вид убивает более слабый; но это вовсе не является необходимостью, и могут быть случаи, когда виды, более слабые физически, могут одержать верх, вследствие своей способности к более быстрому размножению, большей выносливости по отношению к враждебным климатическим условиям или большей хитрости, помогающей им избегать нападений со стороны их общих врагов".
Таким образом, в подобных случаях, то, что приписывается состязанию, борьбе, может быть вовсе не состязанием и борьбою. Один вид вымирает вовсе не потому, что другой вид истребил его или выморил, отнявши у него средства пропитания, а потому, что он не смог хорошо приспособиться к новым условиям, тогда как другому виду удалось это сделать.

Если взять теперь то, чему учит нас рассмотрение современного общества в связи с фактами, указывающими на значение взаимной помощи в постепенном развитии животного мира и человечества, мы можем вывести из нашего исследования следующие заключения. В животном мире мы убедились, что огромнейшее большинство видов живет сообществами и что в общительности они находят лучшее оружие для борьбы за существование, понимая, конечно, этот термин в его широком, дарвиновском смысле: не как борьбу за прямые средства к существованию, но как борьбу против всех естественных условий, неблагоприятных для вида. Виды животных, у которых индивидуальная борьба доведена до самых узких пределов, а практика взаимной помощи достигла наивысшего развития, оказываются неизменно наиболее многочисленными, наиболее процветающими и наиболее приспособленными к дальнейшему прогрессу.

Переходя затем к человеку, нашли его живущим родами и племенами уже на самой заре каменного века; видели обширный ряд общественных учреждений и привычек, развившихся уже на низшей ступени развития дикарей, в пределах рода. И нашли, что древнейшие родовые обычаи и навыки дали человечеству, в зародыше, все те институции, которые позднее послужили главнейшими импульсами дальнейшего прогресса. В практике взаимной помощи, которую мы можем проследить до самых древнейших зачатков эволюции, мы, таким образом, находим положительное и несомненное происхождение наших этических представлений, и мы можем утверждать, что главную роль в этическом прогрессе человека играла взаимная помощь, а не взаимная борьба. В широком распространении принципа взаимной помощи, даже и в настоящее время, мы также видим лучший задаток еще более возвышенной дальнейшей эволюции человеческого рода.
 
Сверху