Дарио Салас Соммэр "Мораль 21 века". Стремление к комфорту.
Изложение.
Человек с юности неуверен в себе, и ищет возможность достичь равновесия. Когда он видит тех, кто стал успешным, он копирует их поведение и привычки, стремясь обрести социальный статус. Обретая его, человек перестает быть неуверенным и стремится всеми силами этот статус сохранить.
Когда человек понимает, что определенная форма поведения ему выгодна в отношениях с другими, он бросает все усилия, чтобы этой формы поведения придерживаться, обрастая механизмами и убеждениями. В итоге все его изменения - поверхностны, меняется только то, что он может "иметь", а сущность остается на прежнем уровне. Человек живет в итоге по инерции, что не дает ему возможность эволюционировать.
Из-за инерции люди:
- терпят неудачи;
- отказываются от мечты и сокровенных желаний;
- отвергают очевидную истину, если она противоречит их убеждениям;
- сетуют на несправедливость.
Чтобы поступать правильно, необходимо развивать характер и волю, а это невозможно, если человек ищет легкий путь.
Бесконечные несчастья - одна из форм стремления к удобству. Счастье может быть одновременно и желанным, и вызывать страх, так как требует усилий, работы и ответственности.
У мозга есть сформированные нейронные связи, и он подсовывает удобные и привычные схемы поведения. Мысли текут по привычным каналам, и только длительное обучение способствует появлению новых нейронных связей. Когда нейронной сети приходится забыть привычные каналы мышления, она ведет себя спонтанно, ища новые пути решения. Тогда у человека начинается развитие.
Вывод.
Стремление к комфорту ведет к закостенению мышления, мешая развиваться.
Пример.
Пример из профессиональной жизни: мне нравилось, что мне дают самые сложные задачи, и я этим манипулировал - мог проспать на работу, не придти, опоздать, забить. Я же делаю задачу? Делаю. В итоге да, я получал премию и похвалу, но вот по службе вверх не продвигался, а потом удивлялся - почему меня такого умного и рукастого не повышают? Да потому что я закостенел в своем имидже самого умного, и начальству было, с одной стороны, выгодно меня поощрять, несмотря на мои очевидные косяки; а, с другой стороны, они мне не доверяли и не могли на меня положиться, открытым текстом говоря - ты безответственный. По службе росли те, кто упорно учился новому, приходил пораньше и уходил попозже не для того, чтобы часы себе в табель записать, а чтобы сделать чуть больше, чем надо.
Сейчас у меня после лечения будет следующая задача - научиться продавать не свое время с 9 до 6, а свои услуги и результат. Научиться самому себе находить работу и заработок. Предстоит очень много работы, но только так я смогу осуществить сокровенные желания: самому решать, когда я буду работать, сколько я заработаю, когда я отдохну, а когда я лучше усилия приложу. Так я смогу сформировать новые нейронные связи и получу свободу от потребительского мышления.