Урок 14
Кропоткин "Анархия"
Взаимопомощь как фактор эволюции
Кропоткин, во время путешествий по Восточной Азии, был поражен малочисленностью живья, малонаселенностью огромных территорий, которая таковой является из-за ожесточенной борьбы животных видов с суровыми природными условиями и вымирания особей по естественным причинам.
Ожесточенная же борьба за выживание, является важнейшим фактором эволюции. Кропоткин наблюдал во время своего путешествия, примеры взаимопомощи в животном мире, одним из этих примеров, стали косули, которые, спасаясь от глубокого снега, выпавшего на этих землях. Тысячи особей вместе, стадами, пересекали Амур в наиболее узком его отрезке.
Взаимопомощь животных, которую довелось увидеть наблюдающему, является исключительно значимой для поддержания существования вида и его развития. Важность фактора взаимопомощи был удостоен внимания и замечен многими известными деятелями, в том числе Иоганом Гете. Вообще, в середине 19ого века, было создано некоторое количество крупных работ на тему взаимопомощи, умственной жизни и смышлености в животном мире.
Именно инстинкт общительности заставляет животных объединяться, косули, сбивающиеся в стада, собаки, объединяющиеся в своры, играющие котята и тд, все это не любовь, или забота, а, именно, инстинкт общительности. Роль общительных привычек в жизни природы и в эволюции, является преобладающей. Эти инстинкты\привычки дают наилучшую охрану от врагов, облегчают добывание пищи, увеличивают предел жизненности.
В жизнедеятельности человека, взаимопомощь, также, очень важна, когда общины, или города, гильдии, теряли свой изначальный уклад и характер, внутри них самих брали начало паразитические и неправильные направления, из-за чего, эти учреждения взаимопомощи, а учреждением взаимопомощи можно назвать любой город, или деревню, становились помехой прогрессу. Высшие формы же свободного общежития основаны на взаимной помощи, на замещении кровавого возмездия возмещением, а после, возмещение заменено было прощением обид, такие высшие формы становились целью, к которой стремились восставшие из мест, первичный уклад и характер, опять таки, которых, был утрачен, вследствие чего эти общины стали неправильными, помехой прогрессу.