Филонович "О коммунистической морали"
Принципы коммун истической нравственности
Глава I
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ
Происхождение и развитие морали. Зависимость морали от общества
Мораль – это форма общественного сознания и вместе с тем определённые отношения между людьми, выражающиеся в понятиях добра, зла, справедливости и т. д. Нет одинаковых для всех времён и для разных народов, классов принципов морали. Единственно правильный, научный ответ на вопрос о происхождении морали и причин изменения её норм даёт нам марксистско-ленинская наука, опровергающая все утверждения идеализма. Основными формами общественного сознания являются: мораль, право, религия, искусство, наука, философия. Мораль – самая древняя из всех форм общественного сознания. Проникнутые коллективизмом, эти нормы способствовали преодолению тех бед и испытаний, которые подстерегали человека первобытного общества на каждом шагу, и подавлению силами коллектива эгоистических, индивидуалистических склонностей отдельной личности. В любом классовом антагонистическом обществе господствующей моралью является мораль класса, сосредоточившего в своих руках власть. Господствуя экономически и политически, он хочет господствовать и духовно. Стремясь поработить умы и души народа – угнетённых классов, рабовладельцы, помещики, буржуазия всячески маскировали (и сейчас маскируют) свою алчность, свой паразитизм, пытались (и сейчас пытаются) выдать свой корыстный интерес за интерес всего общества. Правящий класс использует все возможности, все имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы утвердить свою идеологию, распространить в народе выгодные и удобные эксплуататорам нравы и обычаи. Естественно, что это не может не оказывать влияния на формирование сознания трудящихся, на усвоение ими тех или иных норм морали.
В морали передовых классов других общественно-экономических формаций также имелось положительное содержание, которое не уничтожалось при переходе к новой формации, а сохранялось и развивалось передовыми общественными силами. Процесс развития морали не следует рассматривать как непрерывное и плавное накопление моральных ценностей. Как и общество, развитие морали знает застои, спады и революционные перевороты. Рассматривая прогресс в области морали, мы не можем отрывать его от общественного прогресса. В досоциалистическом обществе каждый класс собственников вырабатывал в борьбе за утверждение своего господства определённые прогрессивные моральные нормы, вовлекая в движение массы трудящихся; но, добившись своей цели, победив, он отбрасывал, как правило, эти нормы, ибо они, сыграв свою роль, были ему уже не нужны. Жизнь богата и многообразна. В каждом отдельном случае человек может действовать по-разному: поступить хорошо или плохо, правильно или неправильно, нравственно или безнравственно, творить добро или зло. Нравственное чувство человека оказывает большое влияние на характер его поступков, на его поведение. Но если нет вечных понятий, истинных всегда, то в таком случае естественно возникает вопрос: как действовать, как поступать, из каких критериев исходить при оценке деятельности чело- века. Порой казалось, что этот вопрос неразрешим, что любой поступок человека можно истолковать по разному. Но и здесь своё веское, неопровержимое, научное слово сказал марксизм. Основой изменения моральных понятий является развитие экономических отношений, которые определяющим образом воздействуют на формирование той или иной морали. В условиях классового общества мораль всегда классовая и отражает интересы определённой общественной группы.
Коммунистическая мораль тоже классовая. Но она, выражая интересы рабочего класса, одновременно выражает интересы всего трудового народа. Только пролетариат способен уничтожить эксплуатацию человека человеком. Поэтому его мораль самая справедливая и прогрессивная. Производить оценку того или иного морального понятия мы должны прежде всего с точки зрения интересов трудящихся. Противники марксизма-ленинизма нередко пытаются представить дело таким образом, что будто марксизм не оставляет за человеком никакой свободы в выборе своих поступков, так как, согласно марксизму, человеческие действия обусловлены независимыми от личности экономическими законами общественного развития. Человек не вынужден поступать не так, как он хотел бы, а так, как заставляют условия его жизни, и поэтому нет никакой возможности дать моральную оценку поведению человека. Ведь он поступил определённым образом не добровольно, а под влиянием обстоятельств. Конечно, человек не может по своей воле выбирать те или иные исторические условия, в которых ему хотелось бы жить. Но это вовсе не означает, что он должен слепо и пассивно приспосабливаться к ним. Исторические условия жизни ставят определённые границы поведению человека, но в пределах этих границ каждый может действовать и поступать так или иначе. Он может действовать в направлении дальнейшего прогрессивного развитии общества и тем самым способствовать его поступательному движению вперёд. Но он же может присоединиться к реакционным классам и своими действиями пытаться задержать развитие общества. Однако, раз определив своё место в историческом развитии общества, каждый человек действует сознательно в избранном на правлении и, естественно, несет ответственность за своё поведение, за свои поступки.
Мораль является могучим идейным оружием. Моральные мотивы всегда были и будут серьёзными побудительными причинами человеческих действий. От того, на чьей стороне сила морального энтузиазма масс, во многом зависит ход исторических событий. Вместе с тем всё прогрессивное человечество, все простые люди обращают свои взоры к нашей стране, потому что генеральная линия внешней политики СССР – это мирное сосуществование.
Моральная оценка выражается в таких категориях, как честь и достоинство, совесть, долг, справедливость, добро, зло и т. п. В зависимости от того, расходится ли поведение человека с общепринятыми в данном обществе принципами нравственности или отвечает им, общественное мнение считает человека добрым или злым, честным или нечестным, справедливым или несправедливым, нравственным или безнравственным. Мораль оказывает существенное влияние на формирование характера человека. Требования морали, будучи усвоены человеком, делаются его нравственными качествами, становятся его внутренними побуждениями, мотивами определенных поступков.