6. Шолохов "Судьба человека" - 1 час 22 мин -
Аудиоверсия(1 час 40 мин)
Автор - понимающий, добросердечный - когда лошадям было трудно проходить в одной местности, слезал с товарищем и ходили пешком. Обеспокоенный, внимательный, осторожный - посоветовал собеседнику не продолжать рассказ, будто предчувствовал что то.
Соколов Андрей - открытый, искренний - начинал рассказывать Автору о своей жизни, гордился своей женой. Бахвальствует, гордыня - рассказывает случай пьянства, как добирался до дома после того как перебрал с алкоголем. Осознанный - взял и бросил алкоголь. Трудолюбивый - пахал всё время, чтобы обеспечить самое лучшее детям. Сострадательный, чувствует глубокую вину на себя за то, что тогда, во время проводов солдат он оттолкнул жену, поступил чуть грубо. Мужественный, понимающий - не жаловался в письме в адрес жены из фронта, чтобы она пуще не беспокоилась за него, хотя на фронте дичь творилась. Самоотверженный, ответственный, непоколебимый - выполнил приказ командира, на грузовике ЗИС-5 дал полный газ, чтобы проскочить. Волевой - после того как в его грузовик попал снаряд, после потери сознания встал, начинал идти, шагать с пленными вместе, коллективно. Хладнокровный и принципиальный - убил предателя, чтобы тот не выдал своих во время допроса. Терпеливый, стойкий - прошагал много километров, за сутки - сорок. Выносливый, сильный - после попытки побега его покусали собаки и избили. Верный, ответственный за свои слова, честный - когда Мюллер его допрашивал, не колебался, отвечал как есть. Справедливый и добросердечный - раздал всем поровну хлеб и сало.
Хитрый, объективный, продуманный, ловкий - удалось уехать из города, накинув на себе мундир, оглушил майора, взял его в качестве пленного, сбежал и попал к своим. Полезный - принёс своим ценные данные, информацию. Неугомонный, неусидчивый - хотел дальше воевать, попросил себя причислить к стрелковой роте. Впал в горе, когда узнал, что дом его был разрушен бомбой и семья вымерла.
Радовался за сына, что связались, наконец то - хоть родной человек, но судьба жестока, сына убил снайпер-фриц. Второе горе хлынуло.
Добросердечный, любящий, заботливый, смиренный, герой- усыновил сироту-Ваню к себе, понимал, что весь смысл в том, чтобы дать лучшее детям. Альтруист - молча заботился о Ване, не выдавая ему секрет о том, что на самом деле не является истинным отцом. Ответственный, не бездельничал - внимание уделял своему сыну-Ване
Жена собеседника - доверчивая, наивная, глупая - способствовала своему мужу так, что муж начинал выпивать всё чаще и чаще. Думала, что правильно делает, а это являлось ошибкой. Ласковая, добрая, любящая и любимая - сильно привязалась к своему мужу так, что не хотела отпускать его на войну, постоянно ему хорошее делала.
Военврач - добродетельный, не теряет время, терпеливый альтруист - помог Соколову вправить плечо
Богомолец - наивный, упрямый, горделивый эгоист - из за своих убеждений не ходить по большому в церкви (для него это грех) нужду запросил и немец дал автоматную очередь по пленным.
Крыжнев - предатель, трус, эгоист - хотел выдать комиссаров, командиров если завтра их созовут на допрос гитлеровцами, так как своя жизнь была дороже, сравнивал с другими.
Мюллер (герркомендант)- жестокий, бесчеловечный, скользкий - расправлялся с военнопленными как ему хотелось, ради забавы. Принципиальный, умеющий уважать других солдатов, педантичный - оценил доблесть Андрея Соколова, отпустил его, вместо расстрела, хотя его изначально провоцировал, его проверял.
Немец майор - добрый временами, подавал еду Андрею еду, по настроению. Эксплуатировал Андрея как положено, не перегибал палку.
Командир дивизии - добросердечный, правильно поступил, умеющий держать своё слово - отправил Андрея в отпуск, сказал, что будет ходатайствовать по поводу награды.
Сосед Иван Тимофевич - ответственный, добродетельный - ответил письмом Андрею и рассказал о произошедшем.
Анатолий - образцовый, умелый - из за знания в математике пробился в капитаны, служит добросовестно, получил ордена - имеет право гордиться собой.
Ванюша - доверчивый, открытый, жизнерадостный, искренний - радовался своему приёмному отцу. Думал, что это настоящий отец.
Мораль: война разрушает многие судьбы. Оставаться человеком после войны, делать добро - высшее благо. Порой детям не стоит говорить горькую правду, пусть, ради того, чтобы их осчастливить. Ведь детство строится на счастье - формируется представление потом, когда нибудь. Счастлив тот, кто дарует счастье молча. У него светлая душа, свободная от пороков.
мнение: очень милосердный рассказ, до чёртиков трогательный, настолько, что смена настроения во время чтения меня выбила из колеи, весь спектр чувств испытал - от ярости, злости, до счастья и радость. Как будто свою энергию истратил, очень увлекательно читал. В мыслях моего воображения, во время чтения рассказа: образы из фильмов про войну, слёзы и грязь, мелодичная, грустная музыка, взрывы, крики, гимн "интернационал", Родина, объятия, уходящий поезд и громкое слово: "мы победили!" - всё это произвело на мне некий фурор, впечатление. Под шум вентилятора и дуновения его ветра прослезился в тот момент, когда блеснула надежда и радость в абзаце:
"Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. Его ли это дело? Опрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». — «А мама?» — «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». — «А откуда вы ехали?» — «Не знаю, не помню…» — «И никого у тебя тут родных нету?» — «Никого». — «Где же ты ночуешь?» — «А где придется».
Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».
Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!»
И я устал, словно сам прожил этот рассказ. Морально такое не испытывал давно, тяжба сменяется лёгкостью и свободой.
Круто..