Филонович "О коммунистической морали"
3. О нравственных чертах быта и семьи в социалистическом обществе
Согласно Филоновичу, влияние частной собственности в капиталистических странах убивает любовь, заставляя людей вести приспособленческую жизнь, строя союз мужчины и женщины на основе капитала, ставя во главу угла личный успех и расчёт. Отсюда и падение нравов, проституция, измены, разводы, сожительства на основе выгоды. Также Филонович отмечает незавидное и угнетенное положение женщины при капитализме: зарплата её вдвое меньше, чем у мужчины, правами она наделяется тоже меньшими, отсюда вытекает неравноправие и зависимость женщины от мужского пола. В это же время, при социалистическом строе, картина наблюдается совершенно иная: женщина не должна продаваться мужчине, ведь все то, что мешало воссоединению двух любящих сердец, уничтожено вместе с капиталистическим строем. Создана благоприятная почва для создания настоящей и крепкой семьи, ведь она основана на истинной любви, а не любви к положению. К сожалению, и при социализме многие люди рассматривают любовь как стихийное явление, отключая свой разум, в конечном счёте пополняя статистику разводов. Отсюда следует вывод, что любовь с первого взгляда нуждается в проверке чувств, рассеиванию идеала, которым наделяют друг друга партнеры. К такому же сожалению, Филонович и не отрицает факта выхода женщиной замуж за мужчину с целью улучшения своего благостояния, или факта того, что мужчины меняют множество партyерш, ровно как и женщины партнеров при социалистическом строе. Такие факты бывают, но все же, Филонович отмечает, что советские люди, в подавляющем большинстве, серьезно относятся к любви и браку и прекрасно осознают, что любовью нужно уметь дорожить, а не только транслировать внешнюю сторону её проявления перед своими товарищами, что нужно помогать во всем своим супругам и вместе, рука об руку, идти к светлому будущему, ведь совместная жизнь без любви - это проявление безнравственности. И если люди дорожат своей любовью, то они будут доверять друг другу, не вызывая ни у кого чувство ревности. Да и при коммунистическом строе ревности нет места, ведь люди не являются собственностью других людей. Также Филонович отмечает, что детей нужно воспитывать в правильном ключе: прививать им любовь к труду, заботиться о них, проникать в их духовный мир, быть чуткими родителями, не навязывать каких-то своих убеждений в том, кем обязательно должно стать их чадо, а наоборот, следить за его увлечениями и помочь в правильном выборе будущей профессии. По поводу быта в советской семье, Филонович говорит следующее: социалистический строй делает все необходимое для того, чтобы облегчить участь той же женщины в ведении домашнего хозяйства, поскольку всё больше и больше процессов труда из домашнего хозяйства переходит в сферу общественного производства, а те, которые остаются, всячески механизируются и то же домашнее питание вполне себе неплохо заменяется общественным. Также Филонович говорит и о культуре поведения: социалистический человек соблюдает правила социалистического общежития потому, что они не противоречат его внутренним убеждениям и поступать так велят ему его совесть, честь и достоинство и в отношении с окружающими он ведет себя так, чтобы им не было неудобно, то есть, руководствуясь уважением и ненавязчивостью.