Урок 17, Часть 3
Макаренко "Педагогическая поэма"
Часть 3
Когда в колонию приехали Осиповы, то они брезгливо относились к колонистам и даже не ели за общим столом, но спустя 3 месяца, Иван Иванович уже ел вместе со всеми и уплетал еду общей ложкой, а по вечерам не брезговал сидеть на вшивой кровати, играя вместе в "вора и доносчика". Иван Иванович малодушно демонстрировал женскую линию тактики и ребята относились к нему деликатно. Антон Семенович сказал, что так не годиться, ибо ребята не должны бояться опасностей, тем более физического страдания.
Колонисты приучались к чтению, дискутировали на тему произведений (еще одна параллель с РЦ). Из авторов им очень нравился Горький, чьим именем и называлась колония. Митягин рассказывал младшему поколению сказки - малыши ему очень нравились, а малышам нравились его сказки. Малыши нравились и Екатерине Григорьевне, которая возилась с ними без конца. Частые просьбы ее последить и проконтролировать малышей, вызывали у старшего поколения колонистов чувства старших братьев - они проявляли заботу, защиту и опекунство.
Колонистам удалось раздобыть сеялку, в борьбе за которую некоторым ребятам здорово досталось: Бурун так и вовсе заявил, что его чуть не убили.
Антон Братченко занимал должность конюха. Он не выдерживал насмешек и с охотой вступал в перепалку с непрошеными зрителями - для этого дела у него был изрядный запас словечек, оскорбительных полутонов и талантов физиономических. Но лошадей он очень любил и ненавидел когда их изматывают. Он был на пороге отчаяния, когда лошади голодали. В конце концов вышел очень странный, но на то время единственный вариант накормить их - некоторым обманом парень принял с местных крестьян овес лошадям в счет налога. Антон Семенович зафиксировал это на бумаге. Но когда появился комиссар - его впечатлила решительность малого конюха, и оставил этот момент без разбирательств, его лошадей на всякий случай тоже покормили.
Антон Семенович пресек такой момент, как травля евреев в лагере - их было не большое количество и приходилось им очень не сладко. Вновь прибывшие колонисты были антисемитами просто потому, что нашли безобидные обьекты для своих, хулиганских инстиктов, старшие же имели больше возможности издеваться и куражиться над евреями. Среди издевателей наиболее отличились Осадчий и Таранец. Таранец давно был в первых рядах колонистов, но приход более старших ребят не давал Таранцу простора и теперь его жажда к преобладанию вылилась в издевки над евреями. Осадчий был лет шестнадцати, угрюмый, упрямый, сильный и очень запущенный, имел вкус к жизни и всегда внимательно следил за тем, чтобы его день не проходил без радости, а радости у него было две - девки и самогон.
У колонистов случилась стычка с местными пацанами, вооруженными обрезами, которая закончилась тем, что их разогнали а обрезы остались у Антона Семеновича. В ходе разбирательств выяснилось, что конфликт этот был спровоцирован местной шпаной - на колонистов напали с обрезами из-за того, что те с местными девчонками гуляли. К Семеновичу пришел председатель и аккуратно попросил не распространяться об этом никому, чему был несомненно рад Семеныч.
Осенью Раису отправили в рабфак. Она не была любознательной и на рабфак не стремилась - это многих ребят, жаждущих учебы, возмущало, а Раиса саркастично на это улыбалась и все же была довольна тем, что туда поедет. Потом она вернулась. но ребята ее за это не осудили. Оказалось, что Раиса беременна, но скрывает это. Все время подходит к родам и Раиса убивает младенца - его труп находят в корзине под кроватью. Педагоги пытались оправдать этот поступок девичьим стыдом, но Задоров этому не верил и говорил, что наверняка она такое не первый раз выкидывает, и что ребенок ей не нужен. Раису позже осудили на 8 лет условно и Семеныч оставил ее в той же колонии, но остальные девушки не оценили этого и сказали, что если Раису не уберут из колонии, то они уберут ее сами. Раису выгнали и позже она вышла замуж и родила двоих детей.