Часть4.
Соммэр "Мораль 21 века"
Вступление.
Дарио Салас Соммэр - философ, писатель. Родился в Чили, в семье из поколения в поколение мужчины становились преподавателями. Соммэр написал книгу "Мораль 21 века", которая рекомендована к прочтению русских студентов вузов, входит эта книга в 100 лучших книг по мнению президента РФ.
Книга несет в себе характер поучительного морального кодекса жизни. Соммэр заявляет, что прочитав данное произведение не останется размытого понятия о морали. Он считают основу всех бед именно лицемерие люди, которые пытаются казаться окружающим добрыми и честными людьми, но под внешней оболочкой скрывают совершенно другой, противоположный облик. Соммэр заявляет, что мораль поможет в итоге человеку достичь внутренней гормонии, обрести счастье и чувствовать себя в обществе комфортно. Человек же, который будет нарушать нормы морали в конечном итоге будет наказан. Это своего рода порочный круг, который тянется от человека к человеку. В книги не описано конкретных действий, книга не несет в себе характер инструмента, наоборот, много информации для размышления, которую каждый человек по-своему может применить на практике в жизни.
Глава1. Основы физики морали.
Физика морали позволяет человеку взаимодействовать с природой. Важно понимать, что человек всего лишь мелкий механизм, но каждое его действие, каждая его мысль несет излучение в сторону всего мира, космоса. Классическое понимание морали основано на вере и как правило обращает внимание именно на подавление инстинктов человека, которые мешают ему морально развиваться. Физика морали все же основана на умственном, разумном понимании своих импульсов, которые важно знать, принимать и ни в коем случае не подавлять. Подавление этих импульсов ничего не принесет, в конечном итоге давление их в подсознательном будет увеличиваться и рано или позлно они все равно вырвутся наружу. Важно именно понимание своих негативных мыслей, поступков, которые можно назвать амморальными, с ними нужно работать и держать их в своем сознательном "я", не подавляя и не вынося в реальность. Если не удается подавить импульс, то человек начинает испытывать чувство вины, иметь проблему с самооценкой. Если же подавлять импульс, то он на уровне подсознания все равно всплывет. Ни в коем случае нельзя отрицать своих отрицательных импульсов, это приведет к потере самокритики и дальнейшей деградации личности. Необходимо именно познание своего "я", принятие своих недостатков и работе над ними, пока вы о них знаете они не будут вылезать, если вы сами того не захотите. Любое действие человека имеет прямое воздействие на вселенную, на природу, на животных, на людей. Содеянное в конечном итоге вернется нам, отдаешь зло - получаешь тоже самое в большем количестве, отдаешь добро - получаешь добро. Добродетель всегда вознаграждается, это дает выголу как человеку, так и всеми миру. Чтобы жить в гормонии с собой и миром как раз и нужна физика морали, которая будет актуальна для человека в его повседневной жизни. Не важны внешние факторы: статус в жизни, социальный уровень, количество денег и имущества, имея все это, но не следуя правилам маральной нравственности человек не будет по-настоящему счастлив. Основными припятствиями счастливой жизни служит иллюзорное восприятие мира и самообман. Боязнь признать себя и принять свои недостатки приводят к тому, что человек начинает винить внешние факторы, тем самым снимая с себя ответсвенность за свои действия. "Не мы такие, жизнь такая" - прямой самообман, который не позволяет человеку развивать свое внутреннее "я", жить честно, справедливо. Очень важно именно пройти испытание, принять свои недостатки, ибо результатом свободной, счастливой жизни будет банальное хождение по кругу. В этом и заключается цель физики морали: снова обрести путь эволюции, чтобы достичь высшего блага и постоянного счастья в мире, где будут царить солидарность, добро, согласие и спокойствие, где не будет отверженных и человеку будут возвращены честь, благородство, достоинство и высшая мораль.
Глава2. Что мешает следовать законам морали.
Общество требует соблюдения норм морали, но человек следует морали лишь только боясь быть призренным в обществе. Этические нормы являются лишь социальной привычкой. Но мораль должна исходить индивидуально, не обращая внимание на внешние факторы. Человек может иметь добрые намерения, но поступать аморально, но нельзя поступать морально, имея злые намерения. Люди не стремятся к добродетелю, а стремятся наименьшему сопротивлению, поддаваясь соблазну. Они ожидают быстрой и легкой отдачи добра при соблюдении ньрм морали. Мало кто знает, что поступая справедливо люди начнут чувствовать себя счастливыми. Мы - маленькая частица вселенной, от нас самих зависит дальнейший исход нашей жизни. Мы живем в эпоху толпы, сливаясь с ней мы находимся вне воли и перестаем размышлять как индивидуальная личность. Массы заставляют нас не думать о том, что есть хорошо, а что есть плохо, люди начинают думать "как все" и следуют за толпой. Мы становимся зависимыми от чужого мнения, позволяя толпе быть судьей нашего поведения. Мы стремимся к всеобщему признанию, как к награде, но вместе с тем ощущаем одиночество и постоянное чувство неудовлетворения самим собой. Человек начинает испытывать тоску, вызванную ощущением потери собственного "я". Человек пытается подрожать кому-то, забывая о собственной гормонии внутри себя. Когда мозг и сердце принадлежат толпе, человек не может следовать истиннойморали, не видя необходимости в более возвышенном поведении. При растворении с толпой у человека значительно ослабевает разум, теряется чувство личной ответственности, перенося ее на общество. Истинная мораль - это проявление характера, она должна реализовываться индивидуально, свободно и сознательно. Поэтому толпа людей не может себя вести по-настоящему морально. Если принуждать человека поступать морально, поведение станет механичным и запрограммированным, поэтому это не будет являться истинной инвидуальной моралью, а бессознательным принуждением. Люди станут "роботами", которые не сделают ничего плохого, но и не будут соответсвенность моральному поведению. Человек стремится быть посредственным, потому что он получает ряд возможностей, поощряющих его животные инстинкты.
Достижения науки и технологии дают нам обманчивое достижение могущества. Это снижает способность человека к самокритике и не позволяет увидеть, что между его представлением о цивилизованном мире и реальностью существует огромная пропасть. Информационное давление на данный момент самое сильное оружие массового воздействия (тв, интернет, реклама), являющаяся одной из самых серьезных проблем формирования у молодежи морального стержня. Безумие современной жизни лишило челрвека воли и здравомыслия. Механическое, стереотипное мышление стало нормой и притупило высшие возможности. Человечество не обладает истинной этикой и не может следовать морали потому, что обычное поведение людей механично и импульсивно, а в их программе отсутствуют настоящие прочные моральные качества. Чем богаче становится мировая витрина предлаемых товаров, тем более тоскливо и подавленно чувствует себя человек.
Именно в семейной ячейке формируются моральные правила, хопошие или плохие, в зависимости от поведения родителей. Огромная проблема обучения моральным качествам состоит в том, что на первый план выносится не понимание, а запоминание. Необходимо вернуть традиционные ценности человека: упорный труд, настойчивость, честность, добродетель, готовность к самопожертвованию, сплоченность семьи, терпимость, доброта, любовь, справедливость, дружба и солидарность. Общепринятое понятие духовности не сот
ответсвует истинному значению этого слова. Духовность - индивидуальная работа по достижению высшего сознания, основанная не на интеллекте, а на внутреннем содержании людей. Духовность - добродетель, а в нашем обществе увы ценится лишь то, что приносит выгоду. Важна именно оценка значимости одного человнка в сравнении с другим, людей перестали бы оценивать только по их общественному положению и внешнему виду. Правильно сформулированный характер включает в себя такие качества как: воля, ответсвенгость и приемлимое поведение. В особенности, молодым людям искавшим свое "я" не хватает этих трех качеств. Им мешают: зависимость от взрослых, неуверенность, отсутствие самодисциплины, сомнения по поводу понимания добра и зла, плохая социальная адаптация. Лишь тем, кто ставит перед собой высокие цели и обладает самоконтролем, удается развить в себе сильный характер.
Причины ослобляющие характер и волю:
а) навязчивое стремление к удовольствиям
б) чрезмерная опека со стороны родителей
в) праздность и изнеженность
г) половая неопределенность
д) малоподвижный образ жизни
е) неспособность человека ценить себя
Интеллект и сознание абсолютно разные способности. Первая - способность мозг, вторая - проявление сущности. Отсутствие развитого сознания уравнивает разумного человека с глупцом, а тот кто достигает состояния высшего сознания никогда уже не будет глупым.
Глава3. Нормы поведения истинного человека.
Смысл жизни в действительности заключаетении самого себя. Завершённый человек:
1. Контролирует свое сознание, удерживая его на высоком уровне бодрствования.
2. Свободен от гипнотического сопорозного состояния.
3. Стремится превзойти защитные механизмы своего «я», описанные в психоанализе: подавление, проекцию, реактивную формацию, фиксацию и регрессию.
4. Обладает объективным видением самого себя.
5. Он выше самообмана и рационализации.
6. Основывает свою честность на морали и логике, поскольку убежден, что Природа возвращает человеку в эквивалентном количестве то, что получает от него.
7. Не способен намеренно нанести вред.
8. Обладает наивысшими человеческими ценностями.
9. Оценивает себя по уровню «человечности», которого ему удалось достичь, и не зависит от чужого одобрения.
10. Терпим, добр и отзывчив.
11. Не испытывает ни к кому ненависти.
12. Следует золотому правилу: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».
13. Добродетелен, полностью управляет своими страстями.
14. Видит реальность такой, какова она есть, а не через призму своего субъективного восприятия.
15. Человечен и благороден.
16. Чтит Бога, семью и родину.
17. Неустанно борется за правду и справедливость.
18. Проявляет свою сущность через мозг.
19. Знает, что такое истинная любовь, и умеет любить.
20. Обладает способностью видеть значение, а не только информацию.
21. Подчинил своему «я» информацию, которой обладает.
22. Имеет развитое и зрелое «я».
23. Не подвержен влиянию «психологической толпы».
На данном этапе жизни человек не может считаться совершенным, так как он играет роль некого моста, который лишь только начал свою эволюцию. Мы имеем развитые разумные спосоьности, но наше сознание не имеет должного развития. Это своего рода разумный ребенок, который живет по стереотипам и ради наслаждений. У нас много материальных вещей, но в нас самих мало человеческого. Проблема человека в том, что следует мнению толпы и не готов индивидуально начинать совершенствование. Сьвершенному человеку не понадобилрсь чрезмерное влияние властей, тв, сми их влияние ушло бы на второй план. Настоящая ценность человека заключается в его сущности, а не в интеллекте или чувствах. К сожалению, интеллект служит личности, которая подчинена страстям.
Глава4. Ценности обыкновенных людей.
Ценности современного человека представляются в виде материальных, но не духовных благ. Люди привыкли получать лишь удовольствие чувственное или материальное, но они забывают о морали. Для человека на первое место выходят машина, деньги, квартира, отдых. Человек постоянно находится в поиске своего "я", меняя постоянно свои развлечения, которые приносят лишь временное наслаждение. Именно толпы людей диктуют человеку как надо жить, у него не остается индивидуалтного мышления. Посредственный человек чаще принимается обществом, в то время как индивида мы привыкли призерать и побаиваться, не понимая его. Мы все время гонимся за иллюзией, миражом, искренне веря, что материалтное иесть то счастье, которого нам не хватает. Человек загоняет себя в жесткие рамки, отдавая себя профессии или какому-либо социальному статусу, тем самым думая что это и есть его "я". Именно в такие моменты радости и удовольствия, когда люди сливаются с массой себе подобных, им кажется, что у них всё хорошо. Влияние группы стимулирует ощущение счастья и собственной значимости, поэтому человеку хочется вновь и вновь пережить этот опыт, чтобы развеять призраки одиночества и тоски.