Как происходит разрыв связи между мамой и подростком?
Третий разрыв симбиоза должен произойти в подростковом возрасте, когда снова повторится период протестов и отстаиваний территорий и прав в отношениях. Безусловно, родитель сильнее, сообразительнее, многоопытнее. И он снова в силах оставить все, как и прежде. Поднажать чуток, как-то так серьезно позаботиться и вернуть все под свой контроль, удержать парня в прочной зависимости от него. Только зачем? Многим родителям, оказывается, есть зачем. Их заставляют это делать разные причины: страх за будущее сына, стыд перед другими людьми, злость от потери власти, страх утраты близости с ребенком и многое другое. Какие-то из этих причин осознаются родителями, какие-то не осознаются. Но в любом случае структура отношений с ребенком остается прежней, слитой, зависимой. Я недаром так часто употребляю слово «зависимость» в разговоре о симбиотических отношениях. Вы, наверное, уже догадались, что в таких семьях, где границы ребенка так и не признаются на необходимых этапах его развития, чаще всего формируется особенный стиль отношений с миром, который, в конце концов, приводит к наркотической, алкогольной, игровой или какой-нибудь еще зависимости.
Каким образом происходит процесс усваивания социальной информации подростком?
Так вот, похожим образом происходит и процесс усваивания социальной информации. Когда мы хотим что-то в нашего парня «вложить», предложить ему какую-то полезную нравственную или какую-либо еще «пищу» - это прекрасно. Вначале, когда он совсем маленький и обходиться без нее никак не может. Но наше стремление оставить себе возможность решать и дальше, какая информация ему нужна, не принимать его отказа или выбора, определять, что для него правильно и полезно, а что лишнее и вредоносное, сродни желанию кормить ребенка грудью вечно. А наша глубоко воспитательная функция - проверять, как он наставления усвоил, требовать полного соответствия поведения мальчика нашим ожиданиям и указаниям - есть намерение контролировать и сам процесс переваривания полученной информации. Что очень похоже на неосознанное возвращение еще дальше, к периоду развития ребенка до его рождения, в утробе, когда процесс пищеварения тоже был маминой функцией. Безусловно, такое положение очень удобно, надежно и обеспечивает безопасность малыша и родительскую безоговорочную власть. Есть иллюзия, что тогда можно почти все проконтролировать: когда малыш «в животике», психологически слит с мамой - вроде бы не соврет, не сбежит из дому, не понюхает клея, не нарвется на маньяка, не женится неудачно, вообще не женится. И никуда не денется. Но очень любопытен один факт: почти все здоровые мамочки к последним неделям беременности обнаруживают, что сильно устали от такого своего положения. Устали физически, устали ждать, устали уже бояться, устали быть в ответе и быть долго в ограниченном состоянии, зависеть от своей «ноши» под сердцем. В языке «беременность» происходит от слова «бремя». И правда, это обычно невыразимое счастье вначале, но довольно обременительное занятие под конец, когда уж очень долго, кажется, ждешь рождения, отделения ребеночка и благополучного завершения одного этапа и перехода на следующий. Точно так же и психологически. Если мама настроена стоически «носить» ребенка всю жизнь, тогда воспитание - это, правда, тяжелый труд, отказ от собственных каких-то целей и удовольствий, жертвенность, власть, ответственность, тотальный контроль, который забирает огромное количество сил. И этот процесс обеспечит ей занятость на всю жизнь. Потому что ребенок в таком случае тоже психологически останется младенцем. Не формируется у него тогда собственной ответственности, самоконтроля, решимости, способности делать выбор, власти над ситуацией, даже намерения что-то брать на себя. Со всем великолепно справляется родитель или родители. Настроены на это - пожелаю вам сил и удачи в вашем стоическом деле.