урок 15
часть 4
Соммэр "Мораль 21 века"
3. Что мешает следовать законам морали
Общество требует чтобы соблюдались законы морали,но они всегда нарушаються действием или бездействием. Когда это происходит будь то мелкие нарушения или тяжкие преступления,сурово караемые правосудием,принимаються всемвозможные попытки для оправдания сделанного.
Мораль не является ни врожденной способностью человека, ни его намеренным волевым обретением, превратившись, к сожалению, во внешний лоск, нанесенный цивилизацией, правила которой меняются в зависимости от интересов общества каждой эпохи. Нужно понять что истинная мораль не может быть подчинена социальным нормам. Она должна основываться на индивидуальном этическом развитии путём размышления.юкогда человек по собственной воле принимает решение следовать наивысшим трансцедентальным ценностям.Люди не имеют конкретных стимулов чтоб вести себя добродетельно,с учётом постоянно требуемых на это услилий,им не известны огромные практические преимущества морального поведения,и поэтому они предпочитают путь наименьшего сопротивления.
Причины ограничивающие людей или не позволяющие им вести себя в соответствии с высшими этическими нормами:
1. Мы живём в эпоху толп
Масса-это средний человек. Строго говоря массу можно определить как психологическое явление,и не следует ожидать что в толпе появиться индивидуальность. Масса не как себя не определяет,ни как хорошего,ни как плохого, а ощущает себя таким как все. Людям приятно чувствовать свою неотличимость.
В конце XX века мы пришли к умственной и психологической гомогенизации людей и, пройдя этап восстания масс, сейчас переживаем «тиранию масс», превращающую человека в самую жалкую посредственность.
Толпа – это безмозглый монстр, лишённый разума и воли, который пожирает всё на своем пути. И мы вынуждены подчиняться этой безликой толпе, потому что действует принцип «приказывает большинство».
Тираническая и абсурдная идея о том, что большинство всегда право, происходит из философии Руссо. По его мнению, мы должны подчиняться общей воле, которая всегда права. В действительности же
«истина никогда не принадлежит большинству», как сказал кардинал Ратцингер (с 2005 по 2013 г. – Папа Бенедикт XVI. –
Прим. ред.).
Когда возникло явление массификации, индивидуум стал обременительным для государственной бюрократии, предпочитающей иметь дело с цифрами и статистикой.
Средства массовой информации оказали мощное гомогенизирующее воздействие на умы людей, и индивидуальное существование теперь больше относится к физическому телу, не затрагивая ментальную и психологическую жизнь. Мы действуем, думаем и чувствуем, как толпа.Мы настолько зависимы от чужого мнения, что позволяем толпе быть судьей и арбитром нашего поведения, мы жертвуем чем угодно, лишь бы нас считали «такими же, как все».
Мы стремимся к всеобщему признанию, как к награде, боимся отличаться от других, потому что это вызывает реакцию со стороны общества: недоверие, неприятие, подозрительность. В итоге мы неизбежно становимся частью однородной массы, и это дает нам уверенность в себе и ощущение, что нас принимают и любят, однако в то же время нас гнетут чувство одиночества, внутренняя тревога и нехватка собственной идентичности.
Если мы хотим сформировать четкое представление о морали масс, то должны иметь в виду, что при объединении индивидов в толпу у них исчезают индивидуальные запреты, но просыпаются и ищут свободного выхода все жестокие, дикие и разрушительные инстинкты, с первобытных времен сохраняющиеся в человеке в латентном состоянии.
Нужно помнить, что одна из главных причин, бессознательно влекущих человека к толпе, – возможность «освободиться от ответственности», и поскольку толпа анонимна, в ней исчезает личная ответственность.
Но настоящая опасность толпы заключается в том, что она овладевает человеком, лишая его индивидуальности».
Почему же человек так стремится быть посредственным, комфортно интегрируясь в толпу?
Толпа предоставляет человеку ряд приятных возможностей, поощряющих его животные инстинкты:
1. Освобождение от моральных запретов и от подавления желаний без всякого чувства вины.
2. Растворение своего слабого, недоразвитого «я» в общем «я», то есть в коллективной душе, возникшей в результате объединения множества людей, что позволяет забыть о собственной посредственности и ощутить свою значимость.
3. Возможность снять с себя ответственность и уничтожить свое «я» путем растворения в анонимной массе. При таком психическом самоубийстве исчезают моральные нормы, и человек не чувствует угрозы наказания со стороны общества.
4. Возврат в материнское лоно. Толпа как заменитель материнской утробы, позволяющий человеку вернуться к ранним этапам существования, когда он пребывал в нирване внутриутробной жизни без каких бы то ни было конфликтов и ответственности.
5. Возможность предаться лени и комфорту, отсутствие необходимости прикладывать усилия для достижения высших целей.
Зависимые от телевидения, находятся на расстоянии друг от друга, из-за того, что они получают одинаковую информацию, у них возникает некая форма ментального единства и снижается способность сознательного мышления.
Современный человек словно находится в летаргическом сне из-за того, что слит с толпой и лишен индивидуального «я», им управляет групповое «я», или коллективная душа, а уровень его личной морали, за редким исключением, не может быть выше этического уровня толпы.
2. Безумие современной жизни
Происходит «захват» людей, когда в мозг человека незаметно внедряется чуждая ему информация, которая завладевает его нейронами и становится автономной, не подчиняясь его «я». Эта информация приобретает власть над поведением человека, и он оказывается не в состоянии избежать ее воздействия.
Здесь говориться о захвате челевеческого разума по средствам информационной бомбардировки. По средствам массовой информации идёт беспрерывный поток информации которая подаётся людям по телевидению,интернету и через рекламу. Оно оказывает влияние на мозг человек создавая из них роботов которых объеденяют одними идеями. Хоть люди и не находяться в одной толпе,но эффект создается тот же. Милионы семей сидят перед экранами и в однин и тот же момент получают одинаковую информацию. Там насаждают потребительство например или покорность. То есть человек лишённый индивидуального размышления становиться безликим участником толпы которая выполняет чьито замыслы. Об "эффекте масс" была предидущая глава.
3. Ошибки системы образования
Наша абсурдная система воспитания учит оценивать людей по тому, чем они обладают, а не по тому, что они на самом деле собой представляют. Физическая привлекательность, деньги, материальное имущество, профессиональные титулы, происхождение – всё это связано со словом «иметь», а не со словом «быть».
Главные ошибки и недостатки нашего образования состоят в следующем:
1. Образование не индивидуально: все подравниваются под единый стандарт.
2. Авторитарно и агрессивно из-за большого количества сублиминальной информации.
3. Не учит преодолевать уровень сублиминального восприятия, чтобы человек мог обучаться правильно, то есть
без ограничений, так как самим преподавателям это неизвестно.
4. Обучение носит сугубо информационный характер и направлено на запоминание. Единственная цель – запрограммировать обучаемого, а не научить его глубоко мыслить.
5. Не учит развивать характер и волю.
6. Делает упор на внушение и гипнотическое воздействие, тем самым ослабляя зону мозга ученика, отвечающую за сознание.
7. Строится на ошибочной схеме отношений «преподаватель – ученик». Преподаватель должен не
обучать, как это обычно происходит, а поощрять ученика к самостоятельному обучению, используя информацию учителя.
8. Не учит, каким образом познать самого себя, раскрыть и развить свою собственную индивидуальность.
9. Не обучает морали глубоко и содержательно.
10. Информация, полученная при обучении, закладывается в мозг учащегося как
автономная информация, не подчиненная его «я», она контролирует определенные сферы его поведения, причем человек не в состоянии избежать её влияния.
11. Традиционное образование
задает ментальные границы, сужающие возможности учащегося только тем, что находится внутри них.
12. Не уделяется должного внимания психологическим проблемам, способным затруднить обучение. Многие учащиеся тщательно скрывают их во избежание насмешек и критики. Нередко наиболее уязвимые вынуждены жертвовать своей одаренностью, чтобы как-то адаптироваться в группе, состоящей из посредствен.
Образование не даёт учащимся возможности самим разбираться в сути изучаемого предмета,и фильтровать подоваемую информацию. Человека используют как хранилише информации. Получая образование посути человек становиться роботом нужным для поддержания жизнидеятельности системы и никакой индивидуальности.
4. Субъективное восприятие ценностей
Необходимо признать, что большинству людей присущ моральный субъективизм, в соответствии с которым целью моральных поступков считается достижение субъективного состояния удовольствия или счастья, когда человек оценивает как «хорошее» всё то, что доставляет ему удовольствие, и как «плохое» – всё то, что вызывает у него боль и страдание. При таком подходе понятие морали не связывается с высокоэтичным поведением.
«Действие, греховное для одного, – пишет Рассел, – может быть благом для другого, поэтому нерационально считать, что существует ад как место наказания для грешников».
Аморальные последствия этих концепций очевидны, поэтому в настоящее время мы все страдаем от морального рака – отсутствия высших ценностей.
5. Низкий уровень эволюции человека
Мы избежали бы многих проблем, если бы поняли, что наши человеческие качества даются нам при рождении, но в латентном состоянии, а свою высшую человечность мы должны развить самостоятельно с помощью сверхусилий и самопожертвования. В этом и состоит различие при оценке внутренних качеств людей.
Поведение обычного человека нельзя назвать моральным, поскольку общий уровень эволюции людей слишком низок. Настолько же низок и уровень их морали. Поэтому все попытки привить мораль, основанные только на рекомендациях по поводу того, что можно делать, а чего нельзя, неэффективны. Когда мораль не связана с сознанием, она перестает быть истинной.
К сожалению, люди настойчивы только в своих жалобах и требованиях, а когда приходит время принять на себя ответственность за собственную эволюцию, лишь немногие оказываются готовыми на это.
6. Слабость человеческого характера
Этичное поведение не возникает само по себе, мы должны достичь его трудом и дисциплиной. Порок же, напротив, появляется и растет, как сорняк, которому не нужно никакого ухода.
Причины, ослабляющие характер и волю:
а) Навязчивое стремление к удовольствиям
Гедонизм, то есть поклонение удовольствиям как божеству, является, вероятно, самой характерной чертой современного человека. Настойчивый поиск чувственных удовольствий ставится превыше всего, и неважно, какой ценой они достаются. Безумие людей зашло уже так далеко, что они воспринимают мир как супермаркет, предлагающий развлечения и удовольствия, и уверены, что они появились на свет ради бесконечных наслаждений, а не ради морального и духовного совершенствования.
Материальные удовольствия опустошают людей, иссушают их души, делая их бесплодными, и такова неизбежная судьба каждо
б) Чрезмерная опека
Чрезмерная опека делает детей слабыми и робкими, и, повзрослев, они оказываются неспособными проявить минимальную активность, чтобы пробить себе дорогу в жизни и заставить других уважать себя. Став взрослыми, они ищут защиты у государства, видя в нем замену своим родителям. Их личность остается недоразвитой, а иногда они даже превращаются в эмоциональных инвалидов, которым очень трудно приспособиться к жизни.
го, кто состоит во всемирной армии потребителей.
Слабохарактерность ведет к вседозволенности, так как у людей нет ни дисциплины, ни воли, необходимых для соблюдения твердых правил и принципов. Человек, всё себе позволяющий, всё больше погружается в удовольствия, развлечения и потребительство, что всё дальше уводит его от формирования положительных моральных навыков.
Снисходительность к себе, или, другими словами, самооправдание, приводит к очень низкому уровню требовательности к себе, что влечет за собой моральную деградацию.
в) Праздность и изнеженность
Бездеятельность и стремление жить комфортно являются серьезными препятствиями для нормального развития характера. От безделья в голову приходят глупости, и, если человек не занят ничем серьезным, он начинает развлекаться, чтобы не заскучать и не впасть в тоску, много спит, поздно встает, не имеет семейных обязанностей и не ставит перед собой больших целей, поэтому у него нет никаких возможностей для формирования характера.
Всё указывает на то, что наша жизнь становится всё легче, она всё больше наполняется праздностью и удобствами и требует от нас всё меньше усилий. Всё больше увеличивается зависимость человека от машин, и если внутренне он не вырастет, то XXI век может стать эрой, когда тиранию толпы заменит тирания машин.
Наука и технология постоянно развиваются, но человек остается на прежней ступени духовной эволюции. Он не стал более человечным, чем был две или три тысячи лет назад. С ускорением прогресса человек мельчает; все аплодируют новым техническим достижениям, в то время как моральные ценности людей остаются в прошлом.
Культ роскоши, наслаждений и комфорта быстро разрушает духовный мир человека, вследствие чего растут материализм и насилие. Карьеризм и потребительство полностью захватывают его душу, то есть делают то, что всегда считалось делом и задачей дьявола. Как ни странно, но в обществе сложилось мнение, что уровень нашей цивилизации быстро растет, всё идет хорошо и для беспокойства нет причин. Вера в то, что человек является венцом творения, а также всеобщее потребительское безумие заставляют замалчивать некоторые факты и не задавать лишних вопросов.
Например, не спрашивать, почему духовный прогресс не идет в ногу с материальным, а, наоборот, происходит его упадок в том смысле, что внешняя сторона жизни ценится выше, чем внутренняя. Иногда кажется, что эти две стороны обратно пропорциональны и укрепление одной неизбежно ведет к ослаблению другой.
г) Половая неопределенность.
До недавнего времени мужчина и женщина находились на четко определенных противоположных сексуальных полюсах, а сейчас мужчины хотят рожать детей.
Во многих фильмах показывают мужчин, переодетых в женщин, а в рекламных роликах я видел даже беременного мужчину. Брюки перестали быть исключительно мужским атрибутом, а длинные волосы, серьги, бусы и браслеты – женским. Мужчины делают макияж, посещают салоны красоты, а женщины занимаются боксом и курят сигары. Сексуальная неопределенность наводнила телерекламу. Видеоклипы наполнены странными бесполыми существами, и зритель по своему усмотрению относит их к женщинам или мужчинам.
Многие звезды современной эстрады надевают женскую одежду и становятся примером для подражания у молодых людей, еще не нашедших себя. С другой стороны, женщины, чувствуя пренебрежение со стороны мужчин, пытаются соперничать с ними на равных, желая продемонстрировать свое превосходство, чтобы заставить себя уважать, и поэтому имитируют мужские манеры.
Многим нравится одежда «унисекс», которая делает мужчин и женщин похожими друг на друга. Она ощущает себя менее дискриминированной, а он преодолевает бессознательный страх кастрации.
Однако эта неопределенность в половой принадлежности проявляется не только во внешнем виде, она основана на информации сублиминального характера, проникающей в мозг людей из их культурного окружения и навязывающей определенный стиль поведения.
Обычно сексуальная неопределенность больше свойственна людям, имеющим слабое «я» и плохо представляющим, кто они и чего хотят. Одежда и поведение «унисекс» придают им чувство большей уверенности.
Мужчина с длинными волосами становится центром внимания и больше чувствует свою определенность, более явно и четко ощущает, кто он есть
(то есть сильнее ощущает себя частью общества).
Поиск своего «я» может занять слишком много времени, и человек так и не решит этой проблемы в течение всей жизни. Постоянная внутренняя неопределенность нарушает нормальное развитие человека, и его перестает интересовать что-либо помимо этого психологического конфликта.
Трудно представить, что такой двойственный и неопределенный человек сможет укрепить характер и волю, поскольку все его время поглощено разрешением волнующей проблемы создания своего имиджа. Его цель – вызвать восхищение в глазах людей и за счет этого ощутить себя более значимым. Если ему это удается, то он с каждым днем будет все больше ориентироваться на внешний мир и, скорее всего, не станет анализировать себя, свой характер и поведение. Из-за поверхностного восприятия человек не может увидеть и оценить глубокие и важные стороны жизни.
К сожалению, ориентация на внешнее бесплодна, и тот, кто пытается таким образом повысить собственную значимость, расплатится за это чувством невыносимой внутренней опустошенности.
д) Малоподвижный образ жизни
Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, более слабы и склонны к пессимизму, печали и меланхолии, а следовательно, имеют негативный подход к жизни. Спортсмены, наоборот, обычно оптимистичны и уравновешенны, обладают хорошим физическим и ментальным здоровьем. После десятикилометровой пробежки у человека вряд ли появится желание совершить преступление или аморальный поступок, обидеть кого-нибудь или впасть в депрессию.
Безвольные люди, испытывающие отвращение к любым усилиям, охвачены низменными страстями, они не понимают, что без трудностей не бывает ни развития, ни самореализации. Скромная и активная жизнь является хорошей основой для развития морали.
е) Неспособность человека ценить себя
Как писал Макс Шелер, истинная мораль невозможна, если человек не ценит себя, поскольку в этом случае он начинает зависеть от мнения других. Большинство людей оценивают себя настолько, насколько их ценят окружающие, и поэтому стараются раздуть свой имидж, вызвать восхищение и уважение – только это приносит им удовлетворение. Здесь кроется причина отчаянных поисков власти и социального признания.Истинная ценность человека заключается в его сущности, а не в том, как его оценивают другие. Если бы мнение окружающих добавляло человеку значимости, то можно было бы легко вырасти морально, просто завоевывая симпатии.
Вывод- По мнению Соммера люди остановились в своей эволюции. С техническим прогрессом мозг перестал развиваться . Умами всех людей завладели определённые люди которые стремятся при минимальных затратах на население получить максимальную выгоду. По средствам современных технологий человека погрузили в полудрёму,гипнотическое состояние. Прививаются ценности материального мира,духовное никого не интересует. Человек не принадлежит сам себе, с ранних лет в его мозгу формируют нейронные цепи которые не дают ему вариантов выбора,он будет тем что из него сделают. Он говорит что эволюция может продолжится только тогда когда каждый человек сам ступит на путь осознанности приняв то что это труд и дисциплина.
-"Развитие высшего сознания – не просто прихоть, поскольку жизнь дает человеку лишь две возможности:
эволюция или инволюция, и тот, кто не идет вверх,
опускается вниз до уровня минералов. Действительно, самая благородная и достойная цель для человека – это развить себя и передать достигнутые ценности человечеству. Никто не может дать того, чего у него нет, несмотря на свои добрые намерения."