Урок 7
Часть 1
72.
Астенический вид деградации личности при алкоголизме(2 клинических наблюдения) - 16.5 мин
Изложение
Астеническая деградация - алкоголик имеющий такую деградацию - печален, лиричен и тихо пьёт от обид на мир.
Первое клиническое наблюдение :
Мужчина 1925 года рождения, наследственность не отягощена, родители относились к нему внимательно и заботливо, взаимоотношения в семье были тёплыми.
По характеру был живой, энергичный. Интересы всегда были стойкими, глубокими, деятельными. С ранних лет были выражены склонность и способности к изобразительным искусствам, особенно к живописи. Был честным, на редкость правдивым. Любил заниматься общественной работой, обычно в форме организации походов вечеров и так далее. Был мобилизован в 1943 году, на фронте страха почти не испытывал. По свету старших солдат начал выпивать выдававшуюся порцию спиртного, алкоголь не казался тогда привлекательным и сам больной не выискивал повода выпить. Однако к моменту демобилизации употребление водки стало привычным, и если по субботам, воскресеньям не выпивал, чего-то не хватало. В эти годы (1945-1948) - водка стала непременным участником товарищеских компаний, вечеринок, планировал эти встречи так, чтобы всегда было вино, усматривая в этом только то, что стал взрослым. В 1948 году женился, был очень привязан к жене и ребёнку. В конце 1949 года осознано почувствовал влечение к алкоголю, постепенно на вечерах, в гостях выпивка стала уже не средством, а целью. Всё чаще искал причины, чтобы выпить, приглашал приятелей. Мог уже пить и на ходу, на улице. Дозы, частота приёма водки возрастали, напивался опьянения, появились амнезии. В 1952 году почувствовал потребность в опохмелении, с 1953 года похмеляться регулярно, а с 1956 года пьет запоями 2-3 дня раз в 2 недели. Толерантность 2 л водки, превышает изначальную в 10 раз. За последние годы стал несдержанным, нетерпеливым, настроение, как правило, подавленное, часто по малейшему поводу - желание заплакать. Всё раздражает, окружающие как-будто нарочно выводят его из себя. Дома начинал грубить жене, стал чёрствым к ребёнку. Появилась нетерпеливость: если что-нибудь не получалось - бросал, не хватало выдержки продолжить дело. Резко снизилась работоспособность, не выполняет норму, очень быстро устаёт. За последние годы появились боли в желудке после еды, одышка при физическом напряжении, боли в сердце.
Второе клиническое наблюдение :
Мужчина 1916 года рождения, с первых месяцев жизни воспитывался в детском приюте, голодал и мёрз. Был слабым, хилым ребёнком, в дальнейшем отличался хрупким сложением, практически был здоров. Имея физический недостаток, подвергался насмешкам и издевательствам, всегда стремился к сверстникам, но боязнь обиды заставляла держаться в стороне. Рос молчаливым и скрытным. По натуре был ранимый, чувствительный, крайне обидчивый. Чужое горе воспринимал как своё : для того, чтобы помочь другому человеку, мог проявить поразительное упорство, энергию, а добиваться лично для себя - стеснялся, робел. По словам жены, был на редкость внимательным, заботливым, домоседом трогательно любил детей, часами играя с ними и ухаживая, как нянька. Отличался мягкостью и уступчивостью. Познакомился с алкоголем в возрасте 15-16 лет, в дальнейшем пил по случаям, в семье, в гостях, по праздникам - никогда не отказываясь, но никогда и не стремясь к спиртному. В 1950 году попал в компанию актёров, от которых был в восхищении. Судя по некоторым деталям, его друзья уже были сформировавшимися алкоголиками, пившими ежедневно и после репетиции, после спектакля, многие из них пили и по утрам. Под влиянием новых друзей стал систематически злоупотреблять алкоголем, часто стал приходить домой пьяным. С 1952 года появились признаки психической и физической зависимости от алкоголя: влечение, потеря самоконтроля, высокая толерантность, амнезии в состояниях опьянения. В конце 1954 года появился абстинентный синдром, окончательно сформировавшейся к началу 1956 году. В последние годы участились опоздания или прогулы, появление в нетрезвом виде на работе. По словам жены, больной за последние годы стал безответственным, эгоистичным, не считается ни с ней, ни с детьми, не проявляет прежней заботы, забывая о своих семейных и трудовых обязанностях. Стал недобросовестным, лживым, появилась почти постоянная тревожность, трусливость, боязнь всевозможных неприятностей, болезней. Настроение неустойчивое, то радуется по ничтожному поводу, тут же строит планы на будущее, в котором он не будет пить, то, по столь же незначительному поводу плачет, ожидая всевозможных земных и неземных кар.
Вывод
Эти двое мужчин до периода злоупотребления алкоголя были совершенно различными по своему складу людьми, а в итоге приобрели общие черты характера : слабость, слезливость, обиду на мир, лживость.