Урок 20.5
Филонович "О коммунистической морали"
3. О нравственных чертах быта и семьи в социалистическом обществе
Говоря о быте, мы, конечно, не имеем в виду ограничить его только нашим домом, квартирой, уютом в ней. Понятие быт более емкое. Это и учеба, и воспитание детей, и посещение театров, библиотек, лечебных учреждений, парикмахерских, клубов, ателье мод и прачечной, это прогулки, визиты к друзьям, семейное торжество и партия в шахматы с соседом. Литература прошлого оставила нам неисчислимое количество произведений, рисующих ужас, лживость и бесчеловечность бытовых отношений того времени. Поэтому естественно, что невозможно в течение короткого времени освободиться от всей той грязи и тьмы в сознании людей, которая досталась нам в наследство от прошлого.
Из прошлого в сегодняшний день перетащились и ещё бытуют у нас такие явления, как пьянство,
хулиганство, сквернословие, неуважение к женщине, суеверия, мистика, религиозные предрассудки, безобразное отношение к семье, детям, лодырничество, нарушение правил социалистического общежития, стяжательство и другие уродства, несовместимые со званием человека социалистического общества.
Семья! Кому не хочется иметь хорошую, крепкую, дружную семью. Она необходимая составная часть настоящего счастья. Не случайно слова семья и счастье стоят рядом, выражая то, что мы называем семейным счастьем. Счастье семьи всегда имеет в своей основе любовь. Настоящая любовь всегда идет рука об руку с дружбой. Любимый человек – первый и самый близкий друг, с которым можно поделиться и радостью, и горем, и заветной мечтой, и опасениями. Любить человека – значит верить ему, стремиться помочь избавиться от недостатков, стать самому лучше, видеть в нём мать или отца своих будущих детей, спутника своей жизни. А что ждет человека, который, заметив, что его страсть начинает убывать, бросит жену и кинется на поиски новой женщины, которая смогла бы вновь разбудить его страсть? Чувство ревности – коварная штука. Оно озлобляет человека, внушает ему излишнюю подозрительность, лишает благоразумия, и воли ей давать нельзя. Ревность сосредоточивает внимание человека на одной стороне вопроса, лишает обычно его возможности исследовать происшедшее всесторонне. А это, естественно, приводит к серьезным ошибкам.
С появлением детей у родителей возникает чувство долга по отношению к обществу, к государству, которое заинтересовано в правильном воспитании молодого поколения.
Воспитать человека гораздо труднее, чем обучить его. Обучение или образование – это овладение определенной суммой знаний. Рамки воспитания гораздо шире. Они помимо образования
вмещают в себя политические, нравственные, эстетические принципы. Весь строй, весь уклад семьи оказывает влияние на воспитание ребенка. Воспитание необходимо органически связывать с трудом. Ребенок должен крепко, на всю жизнь усвоить непреложную истину, что все окружающее его создано трудом человека и что труд – это обязанность каждого члена общества. К сожалению, некоторые родители по самым различным причинам стремятся любыми средствами уберечь своё дитя от труда. Одни считают, что ребенок ещё успеет наработаться, когда станет взрослым; другие хотят избавить его от труда, пока есть возможность; третьи просто от излишней близорукости, от чрезмерной родительской любви усматривают «счастье» детей в безделье. Мы прекрасно понимаем, что в вопросах быта огромное значение имеют материальные условия жизни. Если семья испытывает определенные экономические трудности, живет в неблагоприятных жилищных условиях и т. д., то это, как правило, отрицательно влияет на семейные отношения. И конечно, любовь подвергается значительным испытаниям. Но всё это временные трудности. Конечно, не только во внешнем виде и немного в умении держать себя за столом проявляется культура человека. Подлинно культурный человек постоянно следит за собой, контролирует свои поступки, внимательно относится к окружающим, и прежде всего к пожилым и женщинам. Неотъемлемыми чертами каждого культурного человека являются такие качества, как тактичность, вежливость, скромность, деликатность. Это человек с высоким сознанием, чувством ответственности за дело, которое он выполняет, для которого при всех условиях главным остается служение обществу, народу.