Урок 14. Часть 4
Читайте и пишите изложения по прочитанному, по каждой части. Выделяйте основные мысли книги.
2. Взаимная помощь у животных - часть 1
Понятие о борьбе за существование(как условие прогрессивного развития, которое внес Дарвин и Уоллэс) позволило обобщить громаднейшую массу явлений. Это обобщение легло с тех пор в основу всех наших философских, биологических и общественных теорий. Приспособление живых существ к обитаемой ими среде, их прогрессивное развитие, анатомическое и физиологическое, умственный прогресс и даже нравственное совершенствование, - все эти явления стали представляться нам как части одного общего процесса.
Дарвин точно понимал, что выражение, которое он вводил в науку, утратило бы свой философский точный смысл, если бы оно было понято исключительно в его узком смысле, как борьба между индивидуумами из-за средств существования. А потому, уже в самом начале своего великого исследования о происхождении видов, он настаивал на том, что "борьбу за существование" следует понимать "в ее широком и переносном (метафорическом) смысле, т.е. включая сюда зависимость одного живого существа от других, а также, - что гораздо важнее, - не только жизнь самого индивидуума, но и возможность для него оставить по себе потомство.
Дарвин даже написал несколько сильных страниц, чтобы выяснить истинный широкий смысл этой борьбы за существование. Чтобы люди не понимали значение этого высказывания слишком узко(например рассказал как появляется кооперация). Он указал, таким образом, что в этих случаях "наиболее приспособленными" к борьбе оказываются вовсе не те, кто физически сильнее, или хитрее, или ловчее других, а те, кто лучше умеет соединяться и поддерживать друг друга - как сильных, так и слабых, - ради блага всего своего общества.
К сожалению, замечания Дарвина, которые могли бы стать основой плодотворных исследований, прошли незамеченными из-за массы фактов, в которых предполагалась действительная борьба между индивидуумами из-за средств существования. Также он не подверг более хорошему исследованию распространённость двух форм "борьбы за жизнь" в животном мире: непосредственной борьбы отдельных особей между собою и общественной борьбы многих особей. Также не написал и не упомянул(хотел написать) о природных препятствиях. Между тем именно такое исследование и было необходимо, чтобы определить истинные размеры и значение в природе единичной борьбы за жизнь между членами одного и того же вида животных, по сравнению с борьбой целым обществом против природных препятствий и врагов из других видов.
С теорией Дарвина случилось то же, что случается со всеми теориями, имеющими отношение к человеческой жизни. Его последователи не только не расширили ее, согласно его указаниям, а напротив того, сузили ее еще более. Они стали изображать мир животных, как мир непрерывной борьбы между вечно голодающими существами, жаждущими каждое крови своих собратьев. Взгляд Гексли(сильный побеждает слабого) на природу имеет так же мало прав на признание его научным выводом, как и противоположный взгляд Руссо, который видел в природе лишь любовь, мир и гармонию, нарушенные появлением человека.
Едва только мы начинаем изучать животных - не в одних лишь лабораториях и музеях, но также и в лесу, в лугах, в степях и в горных странах, - как тотчас же мы замечаем, что хотя между различными видами, и в особенности между различными классами животных, ведется в чрезвычайно обширных размерах
борьба и истребление, - в то же самое время в таких же или даже в еще больших размерах наблюдается взаимная
поддержка,
взаимная помощь и
взаимная защита среди животных, принадлежащих к одному и тому же виду или, по крайней мере, к тому же сообществу. Общественность является законом природы, как и взаимная борьба. Те животные, которые приобрели привычки взаимной помощи, оказываются, без всякого сомнения, наиболее приспособленными, чем те, кто ведут постоянную войну. У них больше шансов выжить, и единично, и как вид, и они достигают в своих соответствующих классах наивысшего развития ума и телесной организации. Взаимная помощь как фактор эволюции, то есть как условие развития , по всей вероятности, имеет гораздо большее значение, чем взаимная борьба, потому что способствует развитию таких привычек и свойств, которые обеспечивают поддержание и дальнейшее развитие вида при наибольшем благосостоянии и наслаждении жизнью для каждой отдельной особи и в то же время при наименьшей бесполезной растрате ею энергии, сил.
За Дарвином первым признавшим взаимной помощью значение закона природы и главного фактора эволюции был очеьн известный русский зоолог К. Ф. Кесслер. Он сказал свою мысль на съезде русских естествоиспытателей в январе 1880 года. Но речь осталась почти совершенно неизвестной. "Особенно в зоологии, - говорил он, -ив науках, посвященных разностороннему изучению человека, на каждом шагу указывают на жестокий закон борьбы за существование и часто совершенно упускают из виду, что есть другой закон, который можно назвать законом взаимной помощи и который, по крайней мере по отношению к животным, едва ли не важнее закона борьбы за существование". Также Кесслер указывал на то, что потребность оставить после себя потомство неизбежно соединяет животных, и чем теснее дружатся между собою неделимые известного вида, чем больше оказывают взаимной помощи друг другу. Он подтверждал свою идею примерами, взятыми из жизни жуков-гробокопателей и из общественной жизни птиц и некоторых млекопитающих.
Кесслер утверждал, что прогрессивному развитию как всего животного мира, так специально человечества содействует больше взаимная помощь. Всем органическим телам присущи две коренные потребности, потребность питания и потребность размножения. Первая вынуждает их бороться за существование и к взаимному истреблению, а вторая ведет их к сближению между собою и к взаимной помощи друг другу.
Готовность русских зоологов воспринять воззрения Кесслера объясняется весьма естественно тем, что почти все они имели случай изучать животный мир в обширных незаселенных областях Северной Азии или Восточной России, а изучение подобных областей неизбежно приводит к тем же выводам.
Первое, что поражает нас, как только мы начинаем изучать борьбу за существование, как в прямом, так и в переносном значении этого выражения, это - изобилие фактов взаимной помощи, практикуемой не только в целях воспитания потомства, как это признается большинством эволюционистов, но также и в целях безопасности особи и добывание ею необходимой пищи. Во многих царствах природы взаимная помощь является общим правилом. Даже из жизни низших животных мы можем привести несколько фактов вполне достоверной взаимопомощи. Бесчисленные сообщества саранчи, бабочек особенно ванесс, - сверчков, жучков (ци-циндел) и т.д.
Основною чертою жизни многих видов муравьев является тот факт, что каждый муравей делится и обязан делиться своей пищей, уже проглоченной и отчасти переваренной, с каждым членом общины, предъявляющим на нее требование. Два муравья из одной колонии обменяются касаниями щупалец, с помощью которых могут передать свою нужду, например жажду, а второй никогда не отказывает. Если бы какой-нибудь муравей с полным зобиком оказался настолько себялюбивым, что отказал бы в пище товарищу, с ним поступили бы как с врагом или даже хуже. Сила их заключается во взаимной поддержке и взаимном доверии(в драках, в питании и во всем). Муравей, - не говоря еще о более развитых термитах, - стоит на самой вершине целого класса насекомых по своим умственным способностям.
То же самое справедливо и относительно пчел. Эти маленькие насекомые, которым так легко было бы стать добычей многочисленных птиц и мед которых привлекает все классы животных, начиная с жука и кончая медведем, также не имеют ни одной из защитительных особенностей в строении или в области мимикрии. Вследствие практикуемой пчелами взаимной помощи, они, как известно, успели широко распространиться по земному шару, обладают поразительной смышленостью и выработали поразительные формы общежития. Работая сообща, они этим умножают в невероятных размерах свои индивидуальные силы; а прибегая ко временному разделению труда они достигают такой степени благосостояния и безопасности, какой нельзя ожидать ни у одного изолированного животного, как бы оно ни было сильно или хорошо вооружено. Так, например, когда рой пчел готовится покинуть улей, чтобы основать новое сообщество, некоторое количество пчел предварительно исследует соседнюю местность, и, если им удается открыть удобное место для жилья - например, старую корзину, или что-нибудь в этом роде - они завладевают им, чистят его и охраняют, иногда в продолжение целой недели, пока рой не выроится и не осядет здесь, на выбранном месте. При помощи коллективного ума пчелы с успехом борются даже против неблагоприятных обстоятельств
Мы видим, таким образом, что противообщественные инстинкты продолжают существовать среди пчел, но естественный подбор беспрерывно должен уничтожать их(пчел-грабительниц), так как в конце концов практика взаимности оказывается более выгодной для вида, чем развитие особей, одаренных хищническими наклонностями.
Переходя теперь к высшим животным, мы находим еще больше случаев, несомненно, сознательной взаимной помощи, практикуемой для всевозможных целей, - хотя, впрочем, мы должны заметить, что наши познания о жизни даже высших животных все еще отличаются большой недостаточностью. Особенно мало у нас достоверных сведений относительно рыб.
Впрочем, сообщества, не переходящие за пределы семьи, представляют для нас сравнительно малый интерес; тем более что известно много других сообществ, гораздо более общего характера, как, например, ассоциации, составляемые многими животными для охоты, для взаимной защиты или же просто для наслаждения жизнью.
Северцов отправил к тому месту, куда полетели орлы, там старые орлы, которые кормятся первые, уже сидели как часовые, пока молодые кормились. Северцов вывел заключение, что белохвостые орлы соединяются между собою для охоты. Общежительность является общей чертой для очень многих других хищных птиц. Самых поразительных результатов, в смысле обеспечения личной безопасности, наслаждения жизнью и развития умственных способностей путем общественной жизни, достигли два больших семейства птиц, а именно, журавли и попугаи. С раннего утра до поздней ночи журавль находится в непрерывной деятельности; но он посвящает всего несколько часов утром на добывание пищи, главным образом растительной; остальное же время он отдает жизни в обществе.
Образ жизни попугаев очень хорошо описан Бремом: "Попугаи, - говорит он, - живут очень многочисленными обществами или стаями, за исключением периода спаривания. Они выбирают для стоянки место в лесу, откуда каждое утро отправляются на свои охотничьи экспедиции. Члены каждой стаи очень привязаны друг к другу и делят между собой и горе, и радость. Каждое утро они вместе отправляются в поле, или в сад, или на какое-нибудь фруктовое дерево, чтобы кормиться там фруктами или плодами. Они расставляют часовых для охраны всей стаи и внимательно относятся к их предостережениям..." Не менее очевидно и то, что в своих сообществах попугаи находят несравненно большую защиту от врагов, чем они могли бы найти при самом идеальном развитии у них "клюва и когтей".
Из всего вышеприведенного видно, что война всех против каждого вовсе не является преобладающим законом природы. Взаимная помощь - настолько же закон природы, как и взаимная борьба.
Вывод: взаимная помощь является таким же главным фактором эволюции как и борьба за существование. Многие царства живых существ выжили и живут дальше, развиваются благодаря своим навыкам взаимопомощи. Борьба за существование - обобщение многих понятий природы(та же взаимопомощь, истребление ради выживания др). Важно научиться понимать всё значение "борьбы за суещствование"