Часть 2
1. Зощенко Самое главное
- Андрюша - проявил сообразительность, когда стал использовать лодку для спасения Саньки, проявил храбрость сражаясь с обозленной собакой, проявил чуткость и восприимчивость к маминым словам о важности знаний.
- Мама Андрюши - проявила внимательность, рассуждая что сын сделал не так в случае с избиением его мальчишками, проявила рассудительность и ум, объясняя важность знаний, которые должны сопровождать храбрость и силу.
- Санька - проявил трусливость, рассказывая мальчишкам об опасности Андрюши, проявил страх, когда тонул и просил о помощи.
- Мальчишки - проявили жестокость, избивая Андрюшу, проявили трусость когда просили помочь спасти тонущего друга.
Мораль рассказа заключается в том, что ничего в жизни не получается правильно и с первого раза, важно не только уметь проявлять те или иные качества, но также и знать когда их применить и оценивать свои силы адекватно, понимая что получится сделать, а что нет.
2. Зощенко Хлорофилл
- Рассказчик - проявил стеснительность и неловкость когда не хотел поднимать руку
- Учитель - проявила внимательность и рассудительность, расспрашивая главного героя почему он не поднял руку
Мораль в том, что нет прямой корреляции между оценками (школьными и других людей в целом) и знаниями. Главный герой рассказа обладал знаниями, но боялся их применить и также многие люди обладают знаниями и умениями, но из-за стеснительности и стыдливости не дают своим талантам вырасти, они так и остаются в зачатке.
3. Ломбина Письмо бабушке
- рассказчик (мальчик) - проявил нечестность, когда обманывал маму куда идет (в кино вместо уроков), проявил заботливость и сострадательность когда вспомнил любовь бабушки
- Бабушка - проявляла любовь и заботу по отношению к мальчику
- Вовка - проявил жестокость когда обидел свою бабушку и глупость когда не понял за что наказан
Мораль в том, что если даже поздно извиниться перед человеком (в связи с уходом в мир иной), никогда не поздно поменять свое отношение к происходящему и сделать верные выводы, исправив свое дальнейшее поведение.
4. Ломбина Кошелек
- бабушка - проявила рассеянность, потеряв кошелек, проявила любовь и заботу, когда обнимала мальчишек
- Рома - проявил храбрость и честность, вернув бабушке кошелек несмотря на угрозы Генки
- Генка - проявил нечестность, решив забрать деньги бабушки и жестокость, обещая избивать каждый день Рому
- Данька и Витька - проявили безучастность и равнодушие к ситуации возврата денег, а также трусость по отношению к угрозам Генки.
Мораль в том, что в жизни бывает сложно поступать правильно, сложно просто высказать честное мнение, когда перед глазами творится беспредел, но все-таки нужно отчаянно сопротивляться каждому нечестному поступку окружающих и смотреть за собой, спрашивать себя - могу ли я поступить иначе, сделать нечто доброе и человечное, несмотря на то, что возможно это принесет мне только проблем в жизнь и стараться всегда отвечать "да, могу" на этот вопрос.
5.
Чистота сердца(буддийская притча)
- Банкэй - проявил чуткость и заботливость к больным проказой, проявил смелость и честность, когда отказался мыть руки
- Дайме проявил трусость когда увидел рядом больных проказой и проявил неприязнь и осторожность, когда принес таз с водой Банкэю
Мораль в том, что нужно всегда смотреть на свою сторону, здесь можно привести пословицу "в глазах иного щепку увидит, а у себя в глазу бревна не замечает".
6.
Стыд и совесть(буддийская притча)
- торговец - проявил вспыльчивость и злобу к Хакуину, затем проявил отходчивость когда извинялся перед ним
- Хакуин - проявил доброту и заботливость когда взял не своего ребенка, спокойствие и мудрость при ответе торговцу
- девушка - проявила нечестность, когда назвала Хакуина отцом ребенка
Мораль в том, что сколько веревочке не виться, а тайное станет явным и ложь будет изобличена, поэтому прежде чем проявлять вспыльчивость, услышав что-то - надо взять паузу и удостовериться, а прежде чем врать надо понять, что со временем придется за эту ложь ответить, поэтому Хакуин и отнесся спокойно к якобы своему ребенку, понимая что совесть лжеца заставит сказать правду.
7.
Любитель природы(буддийская притча)
- дайме - проявил жестокость к вассалу, желая посадить его в темницу, проявил осознанность, когда понял, что поступает неправильно.
- Сенгай - проявил смелость и участие, спасая вассалов от гнева дайме, и мудрость когда говорил о разросшейся траве
- вассал - проявил безрассудность, желая убиться по пустяковой причине
Мораль в том, что пороки вроде жестокости и бессердечия дайме разрастаются покуда к ним попустительски относится, всегда должен найтись человек, который поступит честно.
8.
Спрятанная добродетель - вознаграждается явно(буддийская притча)
- Хакуин - проявил смелость и упорство, не отказываясь нести чужие вещи, а также рассудительность и мудрость, говоря о вознаграждении добродетели
- монахи - проявили нечестность и жалость к себе, отдавая носить вещи Хакуину
Мораль - скрытая добродетель вознаграждается явно, то есть не надо пытаться показать всем свои достоинства, и не надо бояться эти достоинства проявлять, не надеясь на похвалу, ибо добродетель будет видна другим без лишних слов.