8 урок / 9 урок
Ремарк "Жизнь взаймы"
В начале книги, помимо главных героев, нам предстаёт господин Хольман. Его характер кажется по-детски наивным, и, в каком-то смысле он кажется каким-то лузером. Он был "приговорён" врачём и был отправлен в горы Швейцарии, чтобы пройти лечение. Он уже пробыл здесь какое-то время, и по его собственным словам ему осталось совсем немного. Но на фоне общей обстановки в лечебнице создаётся впечатление, что люди сюда приезжают и остаются до конца своих дней. По крайней мере, автор не указывает ни единого персонажа, кому бы это удалось. Но это не мешает Хольману не терять надежды, и его верный друг Клерфэ проделал большой путь, чтобы дать лучик надежды своему напарнику по команде. Вскоре Хольман получает от этой встречи с другом максимум позитива: Клерфэ позволяет ему прокатиться на своём авто, что приводит Хольмана в настоящий восторг.
Тем временем сам Клерфэ незатейливо заводит знакомство с постоялицей этого заведения, юной девушкой 24-х лет Лилиан. Я указываю возраст согласно данным автора романа, но по моему взгляду как читателя, её возраст гораздо меньше. И это не случайно, и не её вина: этому ребёнку не суждено было познать ни счастливого детства, ни детства как такового: действие происходит лишь три года спустя, как закончилась война. Она подкосила всех, и в данном случае - обрекла Лилиан на недолгую жизнь, так как её организм совсем слаб. В заведении в Альпах её жизнь можно сохранить максимально долго, чем где-либо ещё. На деньги, оставленные её отцом, и получаемых от её дяди Гастона, она может себе это позволить. Но осознать, сколь ей повезло даже в этом случае, она не в состоянии, так как совсем не видела ни нормальной жизни, ни жизни вообще. Она видела только голод и смерть.
Сам же Клерфэ, небрежно ворвавшись в жизнь Лилиан, приводит её в замешательство и становится поводом для её побега из лечебницы. Иного способа или пути она бы придумать не смогла, да и ждать её уже не было мочи, всё в её рассудке сводилось к тому, что нужно уезжать прямо сейчас и вместе с Клерфэ.
Что касается самого Клерфэ, он во многом противоположность Лилиан. Взять например случай с цветами и отношением к этому. По его словам всё, что мы имеем досталось нам от мёртвых, да и вообще, чтобы ценить жизнь нужно осознать неизбежность смерти, или что-то такое, что вполне вяжется с впечатлениями от жизни человека, который только что пережил войну явно не отсиживаясь где-то на задворках. Возможно оттуда и его тяга к риску. В то время автоспорт становится чем-то новым для мужчин всего света, которые должны продолжать в чём-то тягаться друг с другом, и это непременно должно быть что-то громкое и опасное.
То ли дело дядя Гастон. По-видимому он пережил обе войны, пережил отца Лилиан, да и вообще всех переживёт. Это очень бесит Лилиан по двум причинам. Она не может понять, почему он экономит, когда очевидно, что ему осталось немного, и она не понимает, какой смысл был жить всю свою длинную жизнь, если он всё время то и делал, как копил деньги. Она не видит нелинейности жизни на длинном отрезке времени, потому что это типично, для особы, младше 25 лет. В этом возрасте невозможно понять, что всё меняется, и что её дядя действительно заботится о ней, просто это с её точки зрения кажется, что он скряга.
Также хочется рассмотреть некоторое соревнование между Лилиан и Клерфэ по части скорой встречи со смертью. Он всё понимает, но не думает об этом, потому что знает, что в этом нет смысла. А она всё понимает, но не может не думать об этом. Она не хочет оставлять его вдовцом, а он не хочет умирать холостым. Она не успевает ему сказать, что всё таки уйдёт от него, и от этого она даже завидует ему, что он её обошёл.
Мудрость Бориса Волкова. Вот, кто кажется в начале книге гнусным занудой и собственником, в конце оказывается человеком, который проплыл весь этот путь уже сам, и в чём признаётся ему Лилиан после своего впечатления от азартных игр в казино и о том, что она услышала о Борисе в игорном заведении. Их диалог сводится к тому, что это невозможно объяснить, и нужно попробовать самому, чтобы понять "что нет такого места, которое было бы настолько хорошим, чтобы ради него стоило бросаться жизнью. И таких людей, ради которых это стоило бы делать, тоже почти нет".
И, наконец, Хольман. Всех обскакал. Он выписывается и едет прямиком по зову своей команды, ведь теперь она ещё больше в нём нуждается.