Макаренко "Педагогическая поэма"
Часть 21
Педагогические способности Антона Макаренко возрастают одновременно с благоприятной обстановкой Куряжской колонии. Последние зародыши ленного образа жизни и тунеядства были успешно загашены и ребята дружно принялись за огромный ворох работы, которую они выполняют с достоинством и радостью (Это открыто показано в фрагменте. где 300 колонистов дружно ринулись работать на поле, это читалось с чувством восторга, если честно).
Особого читательского внимания достоин, само собой, фрагмент, где главный педагог выкладывает цепочку методичных способов воспитания девушек - колонистов, рассуждает он так:
"В деле перевоспитания нет ничего труднее девочек, побывавших в руках. Как бы долго не болтался на улице мальчик, в каких бы сложных и незаконных приключениях он ни участвовал, как бы ни топорщился он против нашего педагогического вмешательства, но если у него есть — пусть самый небольшой — интеллект, в хорошем коллективе из него всегда выйдет человек. Это потому, что мальчик этот, в сущности, только отстал, его расстояние от нормы можно всегда измерить и заполнить. Девочка, рано почти в детстве начавшая жить половой жизнью, не только отстала — и физически, и духовно, она несет на себе глубокую травму, очень сложную и болезненную. Со всех сторон на нее направлены «понимающие» глаза, то трусливо-пахабные, то нахальные, то сочувствующие, то слезливые. Всем этим взглядам одна цена, всем одно название: преступление. Они не позволяют девочке забыть о своем горе, они поддерживают вечное самовнушение в собственной неполноценности. И в одно время с усекновением личности у этих девочек уживается примитивная глупая гордость. Другие девушки — зелень против нее, девчонки, в то время когда она уже женщина, уже испытавшая то, что для других тайна, уже имеющая над мужчинами особую власть, знакомую ей и доступную. В этих сложнейших переплетах боли и чванства, бедности и богатства, ночных слез и дневных заигрываний нужен дьявольский характер, чтобы наметить линию и идти по ней, создать новый опыт, новые привычки, новые формы осторожности и такта."
С трудностями, возникшими, в ходе постановки моральных ценностей беременной девочки - Веры, Антон Макаренко справился прекрасно, с холодной головой, при этом с долей человечности, заставив отрицать аборт. Много опыта набрался Макаренко в своей практической деятельности, огромный труд вложил в дело.