Макаренко "Педагогическая поэма"
Часть 12
Сюжетная линия этой части разбита на описание трудовых будней, которые подразумевают создание нового 4-го сводного отряда, работающего от зари до зари, трудящегося до 7 пота. В контролировании работы, а так же в оказании всевозможной помощи работягам участвуют самые разные лица, такие как простые селяне, а так же воспитатели и гости колонии.
Вторая часть сюжетной линии представляет собой описание радостного события, о котором, даже, читаешь с улыбкой и долей радости. Это свадьба воспитанницы колонии - Оленьки, которая выходит замуж за селянина по имени Павел. Олины друзья и товарищи - колонисты, а так же работники колонии - организовали самый настоящий праздник, приложив к невесте замечательное преданное. Светлое время для колонии, и сказать - то нечего.
"Сегодня можно с уверенной радостью видеть, как выросла и похорошела колония. В парке широкие, посыпанные песком дорожки подчеркивают зеленое богатство трех террас, на которых каждое дерево, каждая группа кустов, каждая линия цветника проверены в ночных раздумьях, политы трудовым потом сводных отрядов, как драгоценными камнями, украшены заботами и любовью коллектива. Высоты и низины речного берега сурово и привольно-ласково дисциплинированы: то десяток деревянных ступенек, то березовые перильца, то квадратный коверчик цветов, то узенькие витые дорожки, то платформа небрежной, усыпанная песком, еще раз доказывают, насколько умнее и выше природы человек, даже вот такой босоногий. И на просторных дверях этого босоного хозяина, на месте глубоких ран, оставленных ему в наследство, он, пасынок старого человечества, тоже коснулся везде рукой художника. Двести кустов роз высадили здесь колонисты еще осенью, а сколько здесь астр, гвоздики, левкоев, ярко-красной герани, синеньких колокольчиков и еще неизвестных и не названных цветов — колонисты даже никогда и не считали. Целые шоссе протянулись по краям двора, соединяя и отграничивая площадки отдельных домов, квадраты и треугольники райграса осмыслили и омолодили свободные пролеты, кое-где твердо стали зеленые садовые диваны."