И ты про школу эту спрашивал.
Вот тебе инфа, ознакомься и распишись
Как были созданы школы рабочей молодежи?
В 20-е годы прошлого века остро встал вопрос о подготовке большого количества специалистов для самых разных областей народного хозяйства. У молодой советской республики были амбициозные планы. Для того чтобы в будущем построить коммунизм, сперва требовалось возродить экономику страны. А для этого – восполнить значительные потери кадров, произошедшие в результате гражданской войны и оттока большого количества специалистов за рубеж, в эмиграцию. Но откуда было взять специалистов? И страна Советов стала массово открывать школы.
С приходом к власти большевиков сословные ограничения были окончательно сняты, и образование стало доступным для всех. Начальное, а затем и среднее образование стало всеобщим, а число студентов в высших учебных заведениях выросло многократно. Но доступность образования относилась в первую очередь к детям. А взрослые люди часто имели за спиной лишь 3-4 класса школы и в лучшем случае умели читать и писать. Ведь из-за гражданской войны, массовых переселений, необходимости рано идти работать полный курс школьного образования получили далеко не все.
О том, как обеспечить доступ к образованию для рабочей молодежи, задумались еще в середине двадцатых годов. В 1925 году вышел Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Положение о школах рабочих подростков», который регламентировал создание школ фабрично-заводского ученичества и школ при производстве. В них юношам и девушкам от 12 до 18 лет предполагалось давать не только профессиональные навыки, но и общее образование.
К 1930 году во всех краевых и областных центрах было открыто по несколько школ для молодых рабочих, подобные учебные заведения появились и в селах. В них училась не только молодежь. Контингент был очень пестрый. Зачастую вслед за взрослыми детьми в школы приходили и их отцы – зрелые мужчины с заметной сединой, которым тоже хотелось получить образование, раз такая возможность у них появилась.
В те годы вообще не стоял вопрос, как заставить взрослых работающих людей учиться. Наоборот, учиться хотели все. Образование стало основным социальным лифтом, главным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать. Благодаря ему можно было стать квалифицированным специалистом, сделать военную или партийную карьеру.
Молодые люди слишком хорошо понимали, что в противном случае их ждет тяжелый неквалифицированный ручной труд, поскольку возможность для предпринимательской деятельности в Союзе многократно сократилась.
Образование взрослых во время и после войны
Во время Великой Отечественной войны многие подростки вынуждены были прервать учебу в школе. Перемещение больших масс людей в тыл, тяжелые бытовые условия на новых местах, необходимость работать на производстве для того, чтобы заменить ушедших на фронт отцов – все это не способствовало получению образования. Но уже в 1943 году Бюро ЦК ВЛКСМ приняло постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятиях». Прямо при заводах и фабриках были открыты учебные классы. Среди местных жителей организовали сбор уцелевших с довоенных лет учебников, географических карт и наглядных пособий. Также нашли учителей и даже позаботились о прикреплении их к столовым на предприятиях. Правда, в годы войны эти школы скоро растеряли почти всех своих учеников.
Учебников было очень мало, тетрадей катастрофически не хватало, классы были плохо обеспечены электроэнергией и почти не отапливались. Но главное – в те голодные годы еще слишком остро стоял вопрос выживания: ученики были истощены, часто не имели теплой одежды и буквально засыпали от усталости прямо за партой.
Зато после войны школами рабочей молодежи занялись на самом высоком уровне. Существовал даже государственный план, касающийся этих школ. Ведь после войны колоссальные людские потери тормозили восстановление экономики страны. Все отрасли нуждались в квалифицированных рабочих кадрах. Кроме того, остро не хватало и выпускников 10 классов: приток абитуриентов не удовлетворял потребностей вузов.
В послевоенные годы школы рабочей молодежи открываются повсеместно. Если в 1943 г. в РСФСР было всего 810 школ рабочей молодежи, то в 1953 г. их стало 2866, то есть в три с половиной раза больше, а количество учащихся за этот период увеличилось в восемь раз.
Конечно, и обучение, и преподавание в такой школе в полуразрушенной послевоенной стране требовало дисциплины, воли и даже самоотверженности. Вот как писала об этих годах Нина Прокофьева, работавшая учителем математики в ШРМ в Ленинградской области. «В 1953 году, когда я начала работать в школе рабочей молодежи, в Пикалеве во время дождей вся Советская улица превращалась в сплошную глиняную реку. Пройти можно было только в сапогах. Уроки в школе заканчивались в 11:30 вечера. Нужно было после окончания уроков идти от здания школы до дома.
Было темно, грязно (улицы освещались плохо, асфальта не было). Впереди обычно шел наш завуч Григорий Михайлович Лебедев, он вооружался обыкновенно дубиной, а за ним все мы, учителя, шли гуськом в резиновых сапогах.
Это было очень трудное, послевоенное время. Именно поэтому многие не имели возможности получить образование. Но в школу шли с охотой, учились, преодолевая все трудности. Некоторые рабочие, которые в то же время учились в школе, жили в деревнях, но школу и они не пропускали».