Урок 18
Часть 5 Читайте и выписывайте те мысли, которые произвели наибольшее впечатление и будут вам полезны в будущем.
Соммэр "Мораль 21 века"
Моральные ошибки и грехи
Желание незаслуженного
Уверенность в том, что человек имеет право на все материальные и духовные богатства лишь благодаря самому факту своего существования,
независимо от его заслуг, – серьезное заболевание. Если человек беден, то, сравнивая себя с богатыми, ощутит себя несчастным, а если где-то потерпит неудачу, то будет считать, что стал жертвой несправедливой дискриминации.
Мы ни на секунду не задумываемся, какова же наша конкретная заслуга, профессиональная подготовка,
что мы сделали для достижения желаемого, как не задумываемся и о том,
каким образованием, способностями, интеллектом и трудолюбием
обладают те, кто достигает успеха.
Мы уверены, что мир – это большой торт, на кусок которого мы претендуем уже по праву рождения.
Желание незаслуженного – настолько
распространенное нарушение морали, что стало уже частью человеческого характера.
Каждый считает себя хорошим, достойным, обладающим заслугой человеком и
когда его жизнь недостаточно удачлива, он не сомневается, что это результат ужасной несправедливости и то, чего ему недостает, украдено или узурпировано другими.
Все считают себя хорошими, а плохими всегда будут те, чья позиция отличается от нашей, или у кого есть то, чего у нас нет. Ошибочная
идея равенства приводит к тому, что люди, зараженные вирусом зависти,
считают, что мир несправедлив, и, не принимая в расчет наличие или отсутствие на то заслуги, хотят ограбить тех, кто обладает бо́льшим благосостоянием. Почему люди так легко поддаются этим коварным манипуляциям собственным разумом?
Это происходит потому, что вместо познания реальности они стремятся оправдать свои вредные привычки и недостатки или слепо принимают те верования, которые лучше всего согласуются с их страстями.
«Зарабатывай легко», «достигни легкого успеха» – любимые лозунги лентяев. Но это противоречит реальности:
для достижения благополучия и истинного успеха нужно честно и упорно трудиться. Успех, конечно,
должен включать и духовное развитие, иначе он будет сведен только к материальным удобствам. К сожалению, многие
люди отравлены этими утопическими идеями, они
ненавидят тяжелый труд и долгосрочное планирование,
живут фантазиями об иллюзорном успехе.
Мы не осознаем, что даже самый нищий человек в чем-то превосходит нас. Это может быть хорошее здоровье, смекалка, физическая сила, отсутствие стрессовых ситуаций, способность к ручной работе или выживанию. Возможно, у него есть внутренние богатства: спокойствие, скромность, терпимость и добродетель.
Хотеть быть любимым, не пытаясь любить самому; требовать, но не давать ничего взамен; искать дружбы, не предлагая своей; ждать справедливости, не заслужив её, – вот проявления данного синдрома.
Подобное нарушение морали свидетельствует о глубокой неуверенности в себе, поскольку человек интуитивно чувствует, что его заслуги и качества намного меньше амбиций.
Для укрепления слабой самооценки ему приходится постоянно хвастаться своими добродетелями. Похоже, кто-то очень заинтересован в утаивании от бедных факта, что
богатство и благополучие находятся внутри человека и каждый может развивать этот бесценный потенциал. Нам без устали твердят, будто бедность – проблема некоторых социальных групп и они обречены на такое существование, если только какое-нибудь сердобольное правительство вдруг не восстановит «социальную справедливость».
Глупец желает тысячи вещей, в которых не нуждается и которых не заслуживает. Мудрец накапливает заслугу, чтобы в его жизни появлялись вещи, люди и события, помогающие достичь счастья и высшей добродетели. Если мы хотим жить в соответствии с правилами высшей морали, то
должны умерить свои запросы, чтобы они
совпадали с нашими заслугами и никогда не превышали их.