Макаренко "Педагогическая поэма"
4 часть
Рассказчик, Антон Семенович - ироничный, разумный, рассудительный. "нового человека, нужно по-новому делать". Неравнодушный, открытый. Умеющий найти подход и нужные слова. Проницательный и знающий. Ответственный, дельный. Он и Калина Иванович, занимаются организационными вопросами возведения заведения для "босяков", неблагополучных, криминальных детей и подростков. Первое время работы колонии, дела складываются плохо. Трудолюбивый, вникающий. По мере активности колонии, читает педагогическую литературу, в целях применения ее содержания на практике.
Силы и терпение рассказчика, по мере течения времени в исправительном учреждении, благодаря гадкому поведению воспитанников, начинают его покидать. Все чаще, он пребывает в состоянии обиды, раздражения, как говорится: "руки опускаются". В порыве эмоций дал несколько пощечин Задорову, которые, на него, подействовали. Жесткость Антона Семеновича, по отношению к воспитанникам, пошла на пользу. Ребята начали что-то делать, работать. Антон Семенович занялся дисциплиной. Стал гораздо более жестким, требовательным и тд. Колния пополнилась на 15 человек. Учреждение, находится в бедственном положении, с материальной точки зрения. Пища и одежда воспитанников в упадочном состоянии. Случаи воровства в колонии участились. Антон Семенович, постепенно прикипел к воспитанникам. Он, и другой руководящий состав, часто стали бывать в спальной комнате колонистов, старшие колонисты, во многом помогают руководящему составу. Антон Семенович наладил процессы жизнедеятельности учреждения, порядки, правила и т.п. Колния стала очень многочисленна, спустя время. Воспитанники, пребывающие в учреждении, начинаются с возраста 10ти лет . За вторую колонию и окружающую ее территорию, идет, целая борьба. Колонисты устроили драку и погром в Пироговке, о чем, был извещен Антон Семенович. Искренне беспокоится и заботится о ребятах. Узнал о беременности одной из воспитанниц, Раисы, сама, она, беременность, скрывала, родив, убила новорожденного ребенка. Отправил Братченко в полицию, заявить о произошедшем. Эпидемия тифа, начавшаяся в учреждении сильно ударила по Антону Семеновичу. Рациональный, добросердечный, человечный.
Завгубнаробразом - простой в своих мыслях, суждениях, изречениях. Мужицкий, горячий, критичный. Конкретный и незамысловатый. Его решимость открытия колонии была недолгой, он уехал и бросил начатое, а, его переемник, особо, делами исправ.учреждения, не занимался.
Калина Иванович - косный, простой, работящий. Склонный к негодованию и обругиванию чего-то масштабного (русских, большевиков, буржуев). Восприимчивый, активный, жизнелюбивый. Вежливый и тактичный. Принципиальный, самолюбивый, но не самовлюбленный. прямолинейный, обидчивый. Разумный. Вспыльчивый, когда воспитанники ему съязвили во время чистки снега им и рассказчиком, прокричал "уеду отсюда к чертовой матери". Добрый, терпеливый. Педант, немного ворчливый, но, очень добродушный. Вся хозяйственная часть учреждения на его плечах. Несколько брюзгливый, но добрый, у ребят, Калина Иванович, пользуется уважением.
Екатерина Григорьевна - воспитательница. Строгая, твердая, разумная. Серьезная. Умная и рассудительная. Элегантная, аккуратная, честолюбивая, внимательная. Екатерина Григорьевна, занимается, по большей части, с наиболее юными представителями исправ. учреждения. Человечная, проницательная, умеющая найти общий язык и нужные слова. Благодаря Екатерине Григорьевне, старшие ребята колонии, которые, уже, так, или иначе, дисциплинированы и взросли морально-нравственно, опекали и следили за младшими, как старшие братья. Добрая и небезразличная женщина. За неимением, в колонии, врача, Екатерина Григорьевна, помогала, и, как могла, лечила и ухаживала за больными.
Лидия Петровна - молодая, недавно окончила гимназию. Пошла воспитателем в создаваемое рассказчиком учреждение. Человечная, добрая. Чувствительная, ранимая. Плакала из-за ареста одного из воспитанников, убившего ночью и совершившего ограбление. Тонкая и душевная. Осудила рукопрекладство Антона Семеновича.
Осиповы, Иван и его жена - приехали в колонию с большим количеством имущества, к воспитанникам, относятся брезгливо, не ели за одним столом и тп, но, с течением времени, стали проще, брезгливость поубавилась, или, совсем ушла.
Экономка - добрая, разговорчивая, и, немного глуповатая, старушка. Некоторые из ее "помощников" нагло обворовали экономку при ее переезде в больницу.
Митягин - добрый и веселый. Фантазер, любит рассказывать более юным воспитанникам сказки.
Задоров - один из первых шести воспитанников новоучрежденной колонии. К речам, нацеленным вдохновить и замотивировать, которые произносил, в качестве приветствия, рассказчик, он, как и остальные ребята, отнеслись с безразличием, небрежностью и ехидством. Асоциальный, как и другие ребята. Грубит, пользуется учреждением, исключительно в своих интересах (поесть, поспать и тд) Этагий "главарь" малолетних бандитов. Якобы, договорился с Антоном Семеновичем о соблюдении установленных им правил и согласился с ними.
Безразличный пофигист. Антону Семеновичу, говорит, что у него, ничего не получится с колонией. На происходящие, ежедневно, кражи, ему, наплевать. Постепенно, стал более активно принимать участие в жизни коллектива, следить за порядком и помогать Антону Семеновичу, с течением времени, стал, к нему, очень приближен. Некоторая насмешливость и подтрунивание над другими ребятами, у более крепких, сильных, или взрослых, сохраняются. Поменялся за время нахождения в учреждении. Стал ответственен и трудолюбив. Оптимистичный и улыбчивый, мужественный. Только сейчас понял, что фамилия, у этого персонажа, говорящая. К некоторым, весьма серьезным моментам, относится весьма странно, реагирует смехом, или иронией.
Волохов - также, один из первых шести поступивших в колонию. Надменный, криминальный мальчуган. Безразличный тунеядец. Простой и грубый. Он, как и другие ребята, чувствует авторитет Антона Семеновича и начинает слушаться, но, только, когда Антон Семенович начал строго и жестко вести политику в отношении воспитанников. Восприимчивый. При чтении литературы вслух, для воспитанников, очень чувствительно относится к романтической части произведения.
Таранец - веселый бездельник. Аморальный и асоциальный, как и другие воспитанники. Он и Волохов - черствые, малодушные, грубые и бестактные. Воспитанники учреждения хамят, издеваются и хулиганят, приходя в колонию на день, как бы, "пересидеть". Не стесняются пахабщины и скотского поведения. Ему 16 лет. Предприимчивый и остроумный, выходец из воровской семьи. Не коллективный, опрометчиво поступил, украв сети. Он, вместе с Гудом, нашли украденные у Антона Семеновича деньги, представляющие из себя скопленное жалованье самого Антона Семеновича. Пройдоха и хитрец. Скользкий, хулиганистый.
Костя Ветковский - один из самых разумных и вдумчивый воспитанников. Сам ничего не крал, а, "увлекался эстетической стороной дела" Необычный, тонкий. У других воспитанников, Костя, в авторитете. Культурный, вежливый и приветливый. В колонии началась эпидемия тифа, первым заболел, именно, Костя. Пока тот находился в учреждении, до момента, как Антон Семенович, отвез Костю в больницу, вокруг больного, постоянно собирались воспитанники, поддерживающие его, уделяющие внимание и подбадривающие заболевшего Ветковского.
Братченко - колония пошла ему крайне на пользу. Самолюбивый, энергичный. Словоохотливый, общителльный, ироничный, смешливый. Любитель участвовать в словесных перепалках. Довольно-таки сознательный. Осозновая свою склонность к бродяжничеству, сам просил, поначалу, Антона Семеновича, быть с ним построже. Принципиальный. Часто груб, склочный, в какой то степени. Умный. Читает, любит лошадей, отчего, и, стал, в последствии старшим конюхом в колонии. Иногда проявляет безответственность, но за лошадьми ухаживает с заботой и вниманием. Не хотел давать лошадей ехать за доктором, потому что "еще не остыли". Антон Семенович, в ответ на неповинование, снял его с должности старшего конюха, Братченко ушел.
Бурун - скрытный, наглый вор. Двуличный, подлый. Его воровство внутри учреждения, очень поразило самого Антона Семеновича, поскольку, Бурун, вызывал у него ощущение приветливого, серьезного и обстоятельного молодого человека, особенно, на фоне остальных воспитанников. Бесчеловечный и гадкий. После давнего происшествия с воровством, пообещал не воровать больше. Слово сдержал. С течением времени, к Буруну, появилось доверие, он стал помогать воспитателям, в т.ч. Антону Семеновичу.
Осадчий - наглый, хамоватый, резкий. Избил двоих воспитанников. Издевался над их происхождением, обзывая жидами. С антоном Семеновичем бестактен и безразличен, когда, тот, его, позвал к себе на "разбор полетов". От высказываний Осадчего, Антон Семенович, не выдержал и запустил в него счетами. Был наказан, Антон Семенович, посадил его на четыре дня в сапожную. Ушел из колонии по истечении наказания. Вернулся спустя время, о чем, Антону Семеновичу, сообщили ребята
Вершнев - разумный, добрый и терпимый. Трудолюбивый и дружелюбный. Друг Белухина, они вместе пришли в колонию.
Белухин - веселый и оптимистичный. Занимался, до того, как попал в колонию Антона Семеновича, занимался спекулянством, несколько раз сбегал из детских домов. Предприимчивый, самоуверенный, умный. Остроумный и разговорчивый. Тоже заболел тифом, как и Костя, Задоров и Осадчий.
Черненко - рассудительный, справедливый и умный. Добрый и великодушный. Не стал злиться, или ругать Антона Семеновича за то, что они поменяли коня на жатку. Разрешил Братченко оставить лошадей, хотя, хотел забрать, но, увидев реакцию Антона Братченко, проявил снисходительность, пошел на уступку и не стал забирать, так трепетно любимых, им, лошадей, сказав "как-нибудь заплатите", оставил их "в рассрочку"