Кропоткин П.А.
Взаимопомощь как фактор эволюции.
Глава 3. Часть 17.
Дикари также прибегают к всевозможным компромиссам, чтобы сохранить новорожденных: ищут «счастливые дни», ждут суток после рождения, надеясь, что ребенок сам выживет.
Часто младенцев оставляют в лесу, не убивая их руками.
Миссионер Вениаминов, помогая хлебом и охотничьими принадлежностями, способствовал исчезновению этой практики.
Обычай умерщвления стариков является редким и временным явлением.
Он также связан с необходимостью: старик добровольно уходит на смерть, чтобы не быть обузой роду.
Он может сам попросить об этом, устроить прощальный пир, а смерть часто наступает не от рук родственников, а от одиночества в лесу с запасом пищи.
Дикарь ощущает это как долг, аналогично солдату, просящему о смерти ради спасения отряда.
Подобные поступки воспринимаются как акт долга, а не жестокость.
Дикарь, воспитанный в идее родовой взаимопомощи, не может понять европейский индивидуализм и холодность к ближним.
Также как европеец не способен понять поступки дикаря.
Когда у дикарей нет ни «яслей», ни больниц, все решается на уровне рода, и действия, кажущиеся варварскими, продиктованы именно чувством ответственности перед всеми.
Это явление также объясняется крайней необходимостью, а именно - голодом.
Оно распространилось лишь там, где сочетались нужда с религиозными предрассудками.
Бывали случаи, когда во время эпидемий и голода люди питались трупами, разрывая даже могилы.
Это результат отчаяния, а не дикости характера.