Урок 21, 22
Войнич "Овод"
Роман повествует о жизни молодого англичанина, по воле судьбы оказавшегося в Пизе - Артуре Бертоне. Незаконный сын священника духовной семинарии - Лоранцо Монтанелли - он был одним из самых выдающихся студентов. Именно такие люди всегда оказываются там, где, возможно, им быть не следует - в нарколожке, в ребе или в числе революционеров. И все было у него замечательно, - и учеба, и любимая девушка, и верные друзья. Но сломалось в тот момент, когда его ячейку арестовали жандармы и начали вести допрос по достаточно известной схеме, основанной на блефе.
Впрочем, Артура достаточно скоро отпустили, но его товарищи (и Джим в том числе) не поверили в то, что он никого не сдал и парень в любовной тоске и в горячке допустил самую серьезную ошибку в своей жизни...
Вернулся в Италию он спустя много лет под испанским именем и творческим псевдонимом "Овод". Его товарищи, оставшиеся на свободе все так же вели революционную деятельность против австрийского влияния. Джим была среди них. Артур, не выдавая своего настоящего имени, поддерживал общество, организуя контрабанду, в том числе и оружия, публикуя, между тем, колкие статьи против своего падре, имеющего сан Кардинала. Имея достаточно тонкие отношения с Джим, которой он смог понравиться в своем новом образе, он уезжает вместе с ней на опасное дело, касающееся поставок оружия, не сомневаясь в том, что он будет пойман.
Интуиция его не подвела, революционера поймали, пытали. Монтенелли, впрочем, несколько раз пытался вразумить отчаянного Овода, но безрезультатно. И только на последнем свидании, случившемся после провалившейся попытки побега, Овод раскрывается перед падре, поставив его перед выбором: или я, или Бог.
На следующее утро Артур был расстрелян. Он успел написать записку для Джим, которую ей передал один из солдат. Ну а Падре скончался от сердечного приступа.
Овод предстал перед нами как человек несгибаемой воли, сильный, смелый и отчаянный, верный своему делу. Все лишения, которые ему довелось перенести по своей глупости (о чем он говорит в одном из диалогов с Джим) его не сломили, сделав его стержень крепче. Удивительной силы человек.
Падре Монтенелли - доброе сердце, чистый и открытый человек, так же оставшийся верным своему делу, не променявший Бога на сына. Что, в итоге, стоило ему жизни.
"Разрыв сердца – разве это плохое объяснение? Оно не хуже других."
Замечательный роман.
Что там дальше? 1942й? Молодая Гвардия?