Каждый за всех, все за одного
Заповедь морального кодекса «Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного» наиболее полно выражает существо социалистического и коммунистического образа жизни. Советский строй, основанный на общественной собственности на средства производства, коллективистичен по самой своей природе.
Коллективизм – один из источников силы и жизнеспособности нашего государства.
Он выражает отношения между личностью и обществом, построенные на взаимной поддержке: человек – обществу, общество – человеку.
Мы противопоставляем коллективизм индивидуализму. Индивидуализм в делах и поступках людей, в образе мыслей, в чувствах проявляется в том, что человек, личность рассматривает всех других людей как средство для достижения своей эгоистической цели. Индивидуалист всей своей деятельностью добивается одной-единственной цели – обеспечить любыми средствами удовлетворение своих потребностей и желаний, не считаясь с потребностями и желаниями других. Поэтому индивидуалист, как правило, и эгоист. У него отсутствует чувство долга перед обществом, товарищами. Ему чуждо чувство взаимопомощи. Вся несложная философия эгоиста выражается поговорками: «Своя рубашка ближе к телу», «После нас хоть потоп».
Мы уже говорили о том, что в первобытном обществе у людей вырабатывалось и развивалось чувство коллективизма и взаимопомощи. Появлению и развитию индивидуализма и эгоизма способствовало возникновение частной собственности и эксплуатации человека человеком.
В период борьбы с феодализмом, в период буржуазных революций на Западе и в Америке индивидуализм был прогрессивным явлением. Объяснялось это тем, что он был связан с идеалом свободной личности, выражал собой протест против гнета церкви и сословной ограниченности.
Идеологи буржуазии искренне говорили о благе человека. Но, придя к власти, буржуазия «забыла» о человеке, её индивидуализм стал враждебным обществу, из него исчезло демократическое содержание, он стал антигуманистическим, аморальным, а в конце XIX в. нашел свое наиболее яркое проявление в философии Ницше с его «сверхчеловеком», «сильной личностью», призванной управлять миром и не связанной в своих устремлениях никакими правилами и нормами.
Стремление к наживе, характерное для эксплуататорского общества, порождает настороженность, недоверие и враждебность в отношениях между людьми. Хорошо это выражено у Достоевского в романе «Братья Карамазовы», где один из персонажей говорит: «Ибо всякий-то теперь стремится отделить свое лицо наиболее, хочет испытать в себе самом полноту жизни... Ибо все-то в наш век разделилось на единицы, всякий уединяется в свою нору, всякий от другого отделяется, прячется и, что имеет, прячет, и кончает тем, что сам от людей отталкивается и сам людей от себя отталкивает».
В. И. Ленин говорил, что капиталистическое общество «основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя... либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие – либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, интеллигент, – словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет». В. И. Ленин. Соч., т. 31, стр. 269.
В этих условиях бедствие и несчастье одного – успех и радость для другого. Врач заинтересован в том, чтобы было больше болезней, ибо тогда у него будет больше заработок. Тот, кто имеет много хлеба, мечтает о засухе, потому что тогда ему удастся выгоднее продать свой хлеб.
В капиталистическом мире условия подневольного труда, безработицы, постоянного воздействия лживой буржуазной пропаганды, подкупа верхушки рабочего класса тормозят развитие подлинного коллективизма. Наоборот, господство частной собственности исключает возможность единства общества, воспитывает в людях индивидуализм, противопоставляет личность обществу и человека человеку.
«Мораль – это то, что позволяет человеку преуспевать и быть счастливым среди своих собратьев» – так метко определяет английский писатель Грэм Грин нравственные отношения в мире наживы и эксплуатации.
Эгоизм, обособленность каждого человека, жестокое равнодушие друг к другу – характерные черты буржуазного общества, где идет жестокая война всех против всех: «...каждый смотрит на другого только как на объект для использования; каждый эксплуатирует другого, и при этом получается, что более сильный попирает более слабого и что кучка сильных, т. е. капиталистов, присваивает себе всё...». К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2. стр. 264.
Но когда на смену господства частной собственности приходит общественная собственность на средства производства, тогда «прекращается борьба за отдельное существование... Условия
жизни, окружающие людей и до сих пор над ними господствовавшие, теперь подпадают под власть и контроль людей, которые впервые становятся действительными и сознательными повелителями природы, потому что они становятся господами своего собственного объединения в общество». К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 294.
В нашем обществе ведущим принципом коммунистической нравственности стали коллективизм и товарищеская взаимопомощь, когда каждый за всех и все за одного.
Сбывается мечта В. И. Ленина о том, «чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех»». В. И. Ленин. Соч., т. 31, стр. 103.
Личность несет ответственность за свой труд, за свое поведение перед коллективом, а коллектив дополняет эту личную ответственность своей моральной ответственностью за поведение и воспитание каждого члена коллектива. Общественная собственность, совместный труд, единство цели сближают, сплачивают людей, порождают у них чувство взаимопомощи, доверия, товарищеского сотрудничества.
Коллективизм – один из источников силы и могущества нашего общественного и государственного строя.
С самого начала революционного движения в рабочем классе вырабатывается «чувство локтя». Рабочие боролись против капиталистов вместе. У них были общие интересы, общая судьба, общий враг и общая цель.
Не менее необходимы сплоченность и коллективные действия после победы революции. Наша страна с раздробленным, единоличным сельским хозяйством, с плохим транспортом, связью, с отсталой техникой оказалась в окружении капиталистических стран. Только самоотверженные объединенные усилия всего народа, только коллективные действия помогли ему справиться с
задачами, вставшими перед Советским государством. И народ в подавляющем большинстве понял силу коллективизма, объединился вокруг партии Ленина и явил всему миру невиданное морально-политическое единство, ставшее одной из движущих сил развития нашего общества. В основе этого единства лежит совпадение интересов личности и коллектива.
Замечательные успехи нашей страны наглядно показывают, что социализм создает все условия для разумного сочетания личных и общественных интересов. В капиталистическом обществе трудящиеся объединяются для совместной борьбы против капиталистов за свои права, за облегчение своего положения. В социалистическом обществе трудящиеся объединяются для совместной деятельности по строительству собственной жизни.
Каждый труженик социалистического общества понимает, что в зависимости от роста общественного хозяйства находится и удовлетворение его личных потребностей. Он не только умом, но всем своим существованием чувствует, что социализм – это самый прогрессивный строй. Люди социалистического общества строят свое будущее, в котором им предстоит жить. Они стремятся увеличить выпуск продукции, потому что знают, что она пойдет на удовлетворение их потребностей. Такое положение создает замечательные условия для воспитания членов коммунистического общества в духе заботы об общественных интересах, в духе коллективизма.
Утвердившийся в нашей стране социалистический строй подготовил почву, на которой зародились и расцвели новые, невиданные прежде отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. Уходят в прошлое обман, зависть, лицемерие, жадность, жестокость, лживость, угодничество, исчезает индивидуалистическая мораль, порожденная капиталистическим методом выжимания золота из крови и мяса человечества.
Люди нашей страны, освободившись от гнетущей человека страсти к наживе, к стяжательству, видят перед собой новые цели: служение обществу, стремление стать самому лучше, ибо тогда сможешь дать обществу больше. Важным источником замечательных моральных качеств советского человека является понимание им того, что его личное счастье неотделимо от счастья всех трудящихся. Отсюда коллективизм, забота о людях, уважение к ним, глубоко развитое чувство взаимопомощи.
Но заповедь морального кодекса «Каждый за всех, все за одного» вовсе не означает взаимного покрытия проступков, т. е. круговой поруки. Наоборот, коммунистическая нравственность требует, чтобы каждый человек сознавал свою моральную ответственность не только за себя, за свой труд, но и за дела всего коллектива, за всё, что делается в нашей стране.
Руководствоваться принципом коллективизма – значит считать интересы общества своими главными интересами, всегда ставить общественное выше личного. Это не означает, что мы отказываемся от личного, выступаем в роли аскетов. Ничего подобного. Это означает, что мы твердо усвоили очень важную истину, заключающуюся в том, что жизненный успех каждого человека является частицей успеха коллектива, общества. Действуя в интересах коллектива, мы всегда действуем и в своих интересах. Забывая об интересах коллектива и действуя только в своих личных, корыстных интересах, мы наносим ущерб и себе, и обществу. Поэтому коммунистическая мораль говорит: думай прежде всего о благе общества, тем самым ты умножишь и личное.
В условиях трудовой деятельности особенно хорошо видно, что действовать в одиночку трудно, что один человек не может обойтись без другого, что решение больших и сложных задач под силу только коллективу. «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»,– говорит народная мудрость, её истина становится наглядной в наши дни.
В стремлении как можно лучше трудиться, как можно больше принести пользы Родине родилось социалистическое соревнование и как новая, высшая форма его – движение за коммунистический труд. Область деятельности коллективов коммунистического труда охватывает уже не только процесс производства. Участники этих коллективов первой и главной своей заповедью считают: «Жить и работать по-коммунистически».
Это значит трудиться с полным напряжением сил, творчески, неустанно искать новые, лучшие способы и методы работы, воспитывать в себе высокие нравственные качества борцов за коммунизм, жить, руководствуясь моральным кодексом строителя коммунизма.
Заповедь «Каждый за всех, все за одного» также требует, чтобы весь коллектив был ответствен за поведение каждого из своих членов, помогал каждому учиться жить по-коммунистически, преодолевать житейские трудности, чтобы в каждом коллективе была атмосфера взаимного уважения, заботы друг о друге и товарищеской критики неправильных поступков.
Вот что рассказала «Комсомольская правда». На рекламных щитах Дома культуры в Новосибирске появилось объявление:
«Товарищ, стой! Это касается каждого. Завтра молодежь района будет судить равнодушных. Общественный суд начинается в 18 часов».
Вечером зал был полон. Слово берет секретарь Дзержинского райкома комсомола Игорь Ильинский:
Друзья! Мы собрались сегодня, чтобы судить тех, кто бестолково, бессмысленно, преступно растрачивает свою молодость. Мы собрались судить равнодушие. Нас могут спросить: по какому праву можно судить за это? Это право нам дали те, кто завоевывал Советскую власть в незабываемом 1917-м, кто погиб, защищая наше счастье в 1941-м, кто самоотверженно трудится на нашей земле, приближая прекрасную мечту человечества – коммунизм. Мы судим по нашей гражданской совести. Закон, по ко-
торому мы судим, дала нам партия. Это моральный кодекс строителя коммунизма. По этому закону нашей жизни мы судим равнодушие. Прошу всех встать, суд идет!
Перед судом трое: Анатолий Тресков, Владимир Митрясов, Нина Зуева. Они обвиняются в равнодушии.
Анатолий Тресков – водитель троллейбуса. Он видел, как другой водитель взламывал кассы в троллейбусе, воровал деньги, но не только молчал об этом, а даже не побрезговал взять подачку от вора – несколько рублей. Так равнодушие («Не мое берет, государственное») привело к преступлению, к забвению чести своей и коллектива.
Владимир Митрясов. Окончил десять классов. Сдал экзамены в институт. Но за драку попал в милицию. Потом работал на железной дороге. Вторично поступил в вуз. Снова бросил. Парень толковый, может работать, даже внес как-то рационализаторское предложение. Но трудится без души, прогуливает, пьянствует, не учится, не читает. Не бывает в театрах, кино. Погряз в обывательщине, равнодушен к окружающему, не живет, а стоит на обочине жизни.
Нина Зуева – человек с маленькой, мещанской философией. Не учится. «Я живу одним днем, а остальное меня не касается», – заявляет она. Пытались как-то комсомольцы вызвать её на откровенный разговор, но получили в ответ: «Отстаньте... Жизнь скучна. Ничего красивого, никаких подвигов, одни разговоры».
Суд идет. Выступают товарищи по работе. С возмущением осуждают они поведение подсудимых, дотошно разбирают причины, почему они стали пустоцветами, есть ли в этом вина коллектива.
Слово получает инженер Алексей Вишневский. «Меня возмущает, – говорит он, – когда те, кто пришел на готовенькое, не нюхал пороха и не трудился до седьмого пота, кричат, что наша жизнь стала скучной, что в ней нет подвигов. У нас и сегодня – бой. Бой за чистоту наших глаз, наших сердец, наших убеждений.
Ты, Нина, считаешь, что надо жить, наслаждаться, развлекаться, пока не поздно, пока молодость. Так живут трутни. А ты, Владимир Митрясов? Ты опускаешь глаза и боишься посмотреть в зал. Наша рабочая совесть судит тебя. Ты любишь поговорить о полетах на Марс, о космических трассах, а работаешь только «от» и «до», не думаешь об общем благе. Но когда-нибудь тебе станет стыдно за то, что в этом великом подвиге народа не будет твоего вклада. Сейчас ты прячешься за спины тех, кто по-настоящему трудится и с пользой живет на нашей земле».
И вот приговор.
Именем совести, именем морального кодекса суд постановил:
«За проявленное равнодушие, за попустительство воровству просить комсомольскую организацию трамвайно-троллейбусного управления рассмотреть вопрос о пребывании Анатолия Трескова в комсомоле.
За бесцельную жизнь, за равнодушие к своему будущему Митрясову Владимиру объявить общественный выговор с занесением в личное дело; просить райком комсомола заслушать в июле 1963 г. отчет о его работе, учебе, жизни; предложить ему продолжать учебу в вечернем институте. За равнодушное отношение к себе, к товарищам, за растраченные бесцельно месяцы объявить Зуевой
Нине общественный выговор с занесением в личное дело, предложить немедленно вернуться в школу рабочей молодежи. Контроль за выполнением этого решения возложить на заводской комитет комсомола.
Мы хозяева своей судьбы. Мы хозяева будущего, и поэтому
равнодушие мы рассматриваем как преступление перед обществом. Равнодушие – почва для преступности. «Моя хата с краю»,
«Своя рубашка ближе к телу» – вот мораль равнодушных, убеждение тех, кто не желает быть в атакующих рядах, а привык отсиживаться на отмелях мещанского быта, в обозе второго разряда. Этому не может быть места рядом с нашей коммунистической моралью, где человек человеку – друг, где каждый за всех и все за одного. Мы в ответе за каждого, знакомого и незнакомого, потому что все мы должны смотреть в лицо будущему честными глазами».
Так коллектив, товарищи, осудив поведение виновных в равнодушно-пренебрежительном отношении к своей жизни, протянули им руку помощи.
Наша жизнь богата примерами замечательного, благотворного воздействия коллектива на личность. На многих предприятиях большое распространение получил метод коллективного обсуждения проступков своего товарища. На заводах и фабриках Москвы, Ленинграда, Баку, Свердловска, Волгограда и других городов зародился обычай вызывать провинившегося товарища «на плиту», «на круг», где он должен дать ответ товарищам за свои поступки.
Практика показывает огромную действенность такого метода воспитания человека. Коллективное обсуждение поступка будит в человеке целый ряд чувств: совесть, самолюбие, стыд. В то же время человек видит, что товарищи стремятся помочь ему исправиться, занять в жизни достойное место. Эта форма воспитания заслуживает пристального внимания, и нет никакого сомнения, что жизнь подскажет новые, ещё более эффективные способы и методы воздействия коллектива на человека, нарушившего нормы коммунистической нравственности.
Вот случай (рассказанный газетой «Советская Россия»), когда колхозники крепко поправили своего председателя, упоенного успехами руководимого им колхоза и переставшего считаться с мнением коллектива.
Раньше каждый заходил к председателю запросто, откровенно рассказывал о своих нуждах. А Баскаков, бывало, выслушает вежливо, не перебивая, даст совет, если можно, тут же и решит вопрос. А теперь он всем своим видом показывал, что обратились к нему не вовремя, да и вообще дело пустяковое. Не дослушав человека, отсылал к завхозу, бухгалтеру или вообще от просьбы отмахивался.
Колхозные успехи он почему-то стал относить только за свой личный счет. Когда же что-нибудь не ладилось, метал громы и молнии. А ведь иной раз и сам оказывался неправ.
...И вот собрание. Баскаков, как обычно, доложил о хозяйстве. Но когда перешли к прениям, дело сразу получило другой оборот. Колхозники один за другим поднимались на трибуну и бросали в лицо председателю гневные слова, припоминали ему случаи грубости, оскорбления, неуважения к людям, к коллективу.
– Где твой актив, Иван Яковлевич? – спрашивали колхозники.
Нет его, растерял, отпугнул от себя. Остался один как перст, подхалимы не в счет. А один в поле не воин...
Все выступавшие – а их было более двадцати – выражали сомнение: сможет ли такой руководитель дальше возглавлять колхоз?
Баскаков сидел потупившись и что-то нервно чертил карандашом. Изредка поднимал голову, обводил глазами зал, как бы ища сочувствия и поддержки. Иногда в его взгляде можно было прочесть недоумение, словно он хотел сказать: «Я же делал это для колхоза, для вас».
И, как бы отвечая на его мысли, выступил один из старейших колхозников: «Семьдесят лет мне. Разных повидал председателей. Но, вспомните, прислала нам партия Баскакова, и колхоз пошел в гору. Сейчас Иван Яковлевич зазнался, перестал с нами считаться. Но разве можно сравнить его с прошлыми руководителями? Кто скажет, что видел Баскакова пьяным? Был ли случай, чтобы он взял из кладовой хоть каплю для себя? Нет, человек он честный! Думал только о колхозе и жил только для него. А почему Баскаков оступился да захромал на обе ноги? Верно, забыл: хозяева колхоза – мы! Как решим, так и будет! Тут некоторые предлагали снять председателя. Это мы всегда успеем. А лучше
ты, Иван Яковлевич, докажи, какой ты есть: понаделал ошибок, обиделся на тебя народ, так встань и скажи, сумеешь ли поправиться?»
Эти слова что-то повернули в ходе собрания. Накал критики не ослабевал, но, выступая, люди уже видели в председателе не только плохое.
А Баскакова трудно было узнать. Глаза как-то сразу ввалились, крупные капли пота выступили на лбу – видно, переживал человек по-настоящему. «Спасибо, товарищи, за критику, – с хрипотцой сказал он в заключительном слове.– Я прошу прощения у тех колхозников, кого оскорбило моё к ним отношение. И ещё одна просьба: как бы вы ни решили со мной поступить, доверьте любую работу в колхозе. И я сделаю все, чтобы вернуть ваше прежнее уважение».
Сказано это было искренне, от сердца. И колхозники поверили.
Прошло совсем немного времени, и председателя словно подменили. Он стал ближе к людям. Народ по-прежнему пошел к нему за советом и помощью.
Практика убедительно свидетельствует, что очистительный душ воздействия коллектива весьма полезен для воспитания в наших людях высокого чувства коллективизма, укрепления связи с товарищами по работе.
Даже такой пройдоха, бездельник и спекулянт, как некий Виктор Б., по кличке Иезуит, и тот слинял, раскис, моментально сбросил с себя личину развязности, как только предстал перед коллективом завода, где он работал. Много раз задерживали этого молодого оболтуса и спекулянта дружинники и милиция, но все безрезультатно. Он обнаглел до того, что цинично заявлял:
«Пусть ишаки работают, а я буду жить, как жил».
Но когда он оказался на трибуне перед многотысячной возмущенной аудиторией, когда он понял, что народ, с которым он лицом к лицу столкнулся здесь, презирает и ненавидит его, он смог только растерянно пробормотать: «Никогда меня ещё так не судили».
Ну что ж, с этими словами, пожалуй, можно согласиться. Действительно, ни в какой стране и никогда народ не имел таких прав, какие ему предоставлены в Советском Союзе. Моральный облик советского человека – облик подавляющего большинства нашего народа.
Гнев, возмущение, единодушное осуждение вызывают поступки отдельных личностей, диктуемые собственническими, эгоистическими интересами.
В 1959 г., после окончания факультета физического воспитания Челябинского педагогического института, Капитолина Боган была направлена на работу в физкультурный коллектив металлургического завода. Ей поручили вести четыре группы юных конькобежцев. Были созданы все условия для плодотворной работы: хорошая квартира, приличная зарплата, возможность для повышения личного спортивного мастерства.
Но, получив звание мастера спорта, Боган вскоре бросила все и уехала в Минск. Уехала тайком, не попрощавшись с товарищами, не сдав числившегося за ней спортивного имущества и даже не снявшись с комсомольского учета.
От имени спортивной общественности города редактор заводской газеты товарищ А. Костерин с возмущением написал в «Комсомольскую правду»: «Коллектив нашего завода борется за звание предприятия коммунистического труда. Мы воспитываем в людях сознательное отношение к труду, коммунистическую мораль, честность. А вот такие, как Боган, позорят коллектив. Очень обидно, что среди наших спортсменов нет-нет да и появится человек без совести... Наш, советский спортсмен должен быть честным, обязан дорожить интересами коллектива».
Чувство ответственности коллектива за поступки отдельных товарищей, стремление предупредить их повторение в дальнейшем, осуждение их – замечательная черта высокого морального облика нашей современной молодежи, всего нашего народа,
В обществе, основанном на частной собственности, действует эгоистический, индивидуалистический принцип морали. Мерилом, критерием поступков для многих людей в таком обществе является: «Что хорошо для меня, то и правильно»,
В социалистическом обществе действует принцип коллективизма. Мерилом, критерием, движущей силой поступков человека в этом обществе является: «Что хорошо для моих товарищей, для общества, для коммунизма, то и нравственно».
Кто не работает, тот не ест
Принципом, в котором полно раскрывается новое, замечательное качество нашей морали, является коммунистическое отношение к труду. Честно и самоотверженно трудиться – важнейшее моральное требование народа, строящего коммунизм.
Почему мы рассматриваем отношение к труду как моральную проблему? Неужели просто из любви к любому труду? Нет! Трудящийся не может любить каторжный труд для обогащения капиталистов.
Когда плоды труда достаются эксплуататору, труд теряет свою привлекательность.
Другое дело в нашей стране, в странах социализма, где трудящиеся стали подлинными хозяевами своей жизни. Здесь отношение к труду приобрело положительное моральное значение потому, что человек трудится не только для обеспечения лично себя и своей семьи всем необходимым для жизни, но трудится и для государства, для общества, для своих товарищей.
Когда человек знает, что и общество и его товарищи также трудятся на него, труд перестает быть повинностью. Делом чести каждого человека становится активное участие в трудовом процессе, в овладении новыми, более производительными методами труда, в соблюдении дисциплины, в заботе о повышении культуры труда, в уважении ко всякому общественно полезному труду, в бережном отношении к общественному достоянию.
Мы рассматриваем отношение к труду как моральную проблему также потому, что трудовая деятельность способствует выработке в человеке таких прекрасных **** характера, как уважение к труду, бережное отношение к его продуктам, взаимопомощь, непримиримость к бездельникам и лодырям, трудолюбие, чувство долга, чувство ответственности. Трудящийся человек закаляется физически, в нем развивается самостоятельность, твердость характера, настойчивость в достижении поставленной перед собой цели. Поэтому «в центр воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех членов общества»1,– говорится в Программе КПСС. «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 410.
* * *
Во всех антагонистических общественных формациях человек подвергался жестокой эксплуатации. И раб при рабовладельческом строе, и крепостной при феодализме несли на себе ярмо подневольного труда. Ожесточенной, безжалостной и неприкрытой является эксплуатация в современном капиталистическом обществе, где труд зиждется на дисциплине голода.
Из поколения в поколение эксплуататоры отбирали у трудящихся плоды их труда. Поэтому среди рабов моральному осуждению не подвергалось стремление обмануть хозяина, увернуться от труда; феодал с возмущением говорил о крепостном крестьянине, что он приходит на поле как можно позже, озирается как можно дольше, работает как можно меньше и уходит как можно раньше. Капиталисты также обвиняют рабочих в нежелании трудиться с полным напряжением сил.
В этом заявлении есть доля правды, ибо трудящиеся не желают обогащать своих угнетателей. В. И. Ленин писал: «...общественное мнение трудящихся не только не преследовало плохую работу или отлынивание от работы, а, напротив, видело в этом неизбежный и законный протест или способ сопротивления непомерным требованиям эксплуататора». В. И. Ленин. Главы первоначального варианта статьи «Очередные задачи Советской власти». «Правда», 28 сентября 1962 г.
Но, с другой стороны, в процессе труда у человека складывается иное отношение к нему. Трудящийся видит, что он создает материальные ценности, производит все необходимое для жизни. В нём вырабатывается уважение к труду, гордость за свое умение работать, понимание необходимости труда. Народ издавна ценил умельцев. Это нашло отражение в народном творчестве. Достаточно упомянуть хотя бы сказку о тульском мастере, который сумел блоху подковать. «Золотые руки» – звал и зовет народ мастеров своего дела.
С глубоким сочувствием писал о людях труда О. Бальзак. Гениальный художник прекрасно понимал, что всеми своими материальными ценностями общество обязано труду простых людей, что народ «своими загрубелыми руками выделывает и золотит фарфор, шьет фраки и дамские платья, производит изделия из железа и дерева, филигранит сталь, придает прочность пеньке и хлопку, полирует бронзу, гранит хрусталь, делает искусственные цветы, вышивает шерстью, объезжает лошадей, плетет сбрую и позументы, гравирует на меди, красит кареты, подстригает старые вязы, выпаривает хлопок, выдувает стекло, обрабатывает алмазы, полирует металлы, превращает мрамор в тончайшие лепестки, облагораживает булыжник, придает изящную форму мыслям, все расцвечивает, отбеливает или чернит». Эти слова писателя звучат подлинным гимном труду.
Замечательно показаны люди труда в произведениях многих русских писателей, в том числе и великого русского мыслителя XIX в. Н. Г. Чернышевского. Герои его романа «Что делать?» считают, что любовь к труду свойственна человеческой природе, а паразитизм, безделье приводят к уродливому развитию человека.
Но вместе с тем они понимают, что в условиях, когда трудящийся не является хозяином производства, он не может полностью проявить свои способности. И они пробуют по-новому организовать труд, воспитать иное отношение к нему. Чернышевский пытается представить себе будущее России, в котором будет господствовать свободный труд свободных людей, в котором труд станет источником радости и благосостояния народа.
С победой Великой Октябрьской социалистической революции условия жизни трудящихся изменились коренным образом. Власть перешла в руки народа. Земля, фабрики, заводы, транспорт – все стало собственностью народа. Огромную работу провела партия для того, чтобы разъяснить, что человек трудится не только на себя, но и на общество, что труд стал обязанностью каждого, что «кто не работает, тот не ест». Всем, кто честно зарабатывал свой хлеб, кто не паразитировал, не жил за счет других, эта заповедь ясна и понятна. Ленин писал: «В этой простой, простейшей и очевиднейшей истине – основа социализма, неискоренимый источник его силы, неистребимый залог его окончательной победы». В. И. Ленин. Соч., т. 27, стр. 356.
В сознании советского человека произошел коренной перелом в отношении к труду. Новые отношения людей при социализме стали почвой для гармонического сочетания личных и общественных интересов. Если в обществе, основанном на частной собственности, человек вынужден трудиться только для того, чтобы заработать себе средства на жизнь, то в социалистическом обществе труд из зазорного, тяжкого бремени превратился в общественное призвание, в моральный долг каждого советского человека.
Отношение к труду стало моральной мерой отношения человека к товарищам, обществу, коммунизму.
Более того, произошло то, что исключено в условиях капиталистической действительности. В нашей стране зародилась и успешно развивается новая традиция – бесплатный труд на пользу общества, который находит свое практическое осуществление в самых различных формах и знаменует собой расцвет новых взаимоотношений в социалистическом коллективе.
Эти ростки нового, коммунистического отношения к труду зародились уже в первые годы Советской власти. Весной 1919 г., когда наша страна напрягала все усилия для разгрома Колчака, Центральный Комитет партии обратился с письмом ко всем рабочим с призывом работать по-революционному и оказать тем самым помощь Красной Армии. Это письмо встретило живейший отклик среди коммунистов.
7 мая коммунисты и сочувствующие подрайона Московско-Казанской железной дороги приняли единогласно следующее постановление: «Ввиду тяжелого внутреннего и внешнего положения, для перевеса над классовым врагом коммунисты и сочувствующие вновь должны пришпорить себя и вырвать из своего отдыха ещё час работы, т. е. увеличить свой рабочий день на час, суммировать его и в субботу сразу отработать 6 часов физическим трудом, дабы произвести немедленно реальную ценность. Считая, что коммунисты не должны щадить своего здоровья и жизни для завоеваний революции – работу производить бесплатно. Коммунистическую субботу ввести во всем подрайоне до полной победы над Колчаком». В. И. Ленин. Соч., т. 29, стр. 380.
Для нас, современников, на первый взгляд ничего особенного в этом документе нет. Бесплатный труд, труд на общественных началах становится обычным делом. Но вдумайтесь в строки этого постановления. Впервые в истории трудящиеся добровольно решили работать бесплатно. Это величайший поворот в отношении к труду, событие подлинно исторического значения. Оно означает, что трудящиеся поняли, что Советское государство – их, народное, трудовое государство, в котором результаты труда принадлежат самим производителям.
Владимир Ильич высоко оценил эту инициативу рабочих. В написанной по этому случаю статье «Великий почин» он отмечает, что идея организации подобных субботников есть фактическое начало коммунизма. Характеризуя основные качества духовного облика новых людей, Ленин писал: «Коммунизм начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их «ближним», а «дальним», т. е. всему обществу в целом, десяткам и сотням миллионов людей, объединенных сначала в одно социалистическое государство, потом в Союз Советских республик». Там же, стр. 394.
В этих словах вождя выражено существо понимания нового отношения к труду, при котором человек заботится не только о себе самом, но прежде всего об интересах общества. В этом – величие нравственного значения работы по-новому. Социалистический строй создает все условия для такого труда, для труда созидательного, целью которого является построение коммунистического общества.
Советский народ продемонстрировал всему миру, какие подвиги совершает человек, когда он свободен, когда он живет в обществе, где отсутствует эксплуатация. Всю свою силу, творческую энергию народ по призыву партии направил на скорейшее восстановление страны, на ликвидацию разрухи, на превращение нашей Родины в передовую индустриальную державу. Могучий трудовой подъем вызвал к жизни новые формы труда. В народной массе родилось и разлилось по всей стране социалистическое соревнование. Впервые в истории отношение к труду стало мерилом морального облика человека.
Место человека в обществе стало определяться не происхождением, не служебным положением, а способностями и трудом.
Таких подвигов, такого энтузиазма, таких высот сознательности, которых достиг наш народ в своем благородном труде во славу своей Родины, не знала история человечества. Каждый советский человек лично заинтересован в выполнении стоящих перед народом задач и гордится тем, что вносит свою долю в решение её.
Кто в капиталистическом обществе добровольно, по своему личному желанию уйдет с одной работы на другую, если она оплачивается хуже!? Такого человека трудновато было бы найти. И это закономерно, потому что труд на предприятии капиталиста - труд по необходимости, ради спасения от голодной смерти, труд, обогащающий нанимателя, капиталиста. В нашей же стране труд становится творческим, приятным. Поэтому советский человек относится к труду с любовью, с огоньком, он понимает необходимость и полезность его.
Кому не знакомо чувство человека, закончившего большую, отнявшую много сил работу? С этим чувством расправляет плечи сталевар после рекордной плавки, комбайнер – убрав сотни центнеров хлеба, нефтяник – пробурив очередную скважину, художник – написав новую картину, конструктор – закончив проектирование новой машины. Но как бы ни хорошо было созданное, всегда кажется, что этого мало, что достигнутое не предел, что можно сделать больше и лучше. Это прекрасное моральное качество советского человека, вся жизнь и все мысли которого направлены на благо Родины! В служении ей он видит свое призвание. Добросовестный труд на благо общества – одна из нравственных заповедей морального кодекса строителя коммунизма.
Но, работая, советский человек не может мириться с тем, что рядом есть отстающие. Именно стремление помочь им, поделиться своим опытом, знаниями и послужило толчком к появлению в
нашей стране нового замечательного массового движения, зачинателем которого явилась бригадир Вышневолоцкой фабрики Калининской области В. И. Гаганова.
Видя, какие трудности испытывает соседняя бригада, она решила помочь ей своим опытом и знаниями. Не считаясь с тем, что она лишается части своего заработка, Гаганова перешла в отстающую бригаду и в короткий срок вывела её в число передовых. Моральную красоту, коммунистическую суть этого поступка трудно переоценить.
Трудовой подвиг советской патриотки не остался незамеченным. «Ценность и благородство поступка этого человека,– сказал Н. С. Хрущёв, – в том, что не материальная заинтересованность толкнула её на такой шаг, а идея, идейная преданность коммунистическому строю. И во имя этого строя человек идет на личные жертвы! Правда, эта личная жертва – временная, что доказала сама Валентина Гаганова. Наши рабочие понимают цель, которой служит партия, цель построения коммунистического общества и, когда это нужно, во имя достижения этой цели идут на самопожертвование в материальном отношении». «О коммунистическом отношении к труду». Госполитиздат, 1962, стр. 184.
Партия и правительство высоко оценили благородный 'моральный подвиг Гагановой – присвоили ей звание Героя Социалистического Труда. Коммунисты послали её делегатом на XXII съезд партии; ей было оказано высокое доверие – она была избрана в состав Центрального Комитета. Но самое главное заключается в том, что тысячи и тысячи передовых рабочих последовали её примеру, развернув тем самым широкое моральное наступление на трудовом фронте.
В стремлении повысить производительность труда, улучшить качество продукции рождаются новые формы работы, возможные только при высокой сознательности, при развитом чувстве кол-
лективизма и взаимопомощи. Об одном из таких примеров рассказывает газета «Комсомольская правда».
В Риге хорошо знают трех подруг с фабрики «Аврора». Лида Рухман, Люба Калковская и Саша Касилова – коттонщицы. Работают на одной машине. Каждый день передают друг другу обычную сменную эстафету. Старательно работают подружки на своей машине, но больше 105–108 процентов не вырабатывают.
А что, если ликвидировать пересменный простой? – задумались коттонщицы. – Ведь при передаче смен почти полтора часа машина простаивает. И это ежедневно. А сколько за это время можно сделать продукции?
Но на фабрике был заведен порядок: сменщица не имела права приступить к работе, пока учетчики не замерят выработки прежней работницы. И пока учетчик ходит от машины к машине, время бежит.
Будем передавать машину друг другу прямо с ходу,– решили девчата. Пошли к мастеру.
А учет выработки?
Учет в общий котел и делить на троих.
Кто-то сказал: «Уравниловка, не пойдет». Другой спросил: «А за качество кто будет отвечать?»
Все за одного, один за всех, – сказали подружки.
...Закончилась первая смена. Одна за другой затихали машины. Только машина подруг продолжала работать. Не приостанавливая машину, на смену заступила вторая работница. К концу третьей смены мастер с учетчиком придирчиво проверяли изделия молодых коттонщиц. Брака нет, 120 процентов нормы на каждую мастерицу. А за месяц работы по новому методу Лида, Люба, Саша, выдали почти на 400 пар чулок больше, чем раньше.
А если весь цех станет работать так? Сверх плана можно ежемесячно получать двадцать тысяч пар чулок, подсчитали экономисты. И это без каких-либо затрат. Да и заработок работниц
поднимается... Движение, возникшее на фабрике, подхватили работницы других текстильных предприятий.
Даже когда в силу неумолимого течения времени человек уходит на пенсию, он (если он настоящий советский человек, с высокими принципами коммунистической нравственности) не может обречь себя на бездеятельность. Тысячи и тысячи пенсионеров, уйдя на заслуженный отдых, стремятся к труду, к общественной деятельности, передают свой опыт, знания товарищам, принимают активное участие в общем деле строительства коммунизма.
На январском (1961 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Н. С. Хрущёв зачитал письмо Ольги Александровны Зеленской, проработавшей 23 года, в том числе 10 лет председателем в одном из колхозов Мытищинского района Московской области. При реорганизации колхоза в совхоз товарищ Зеленская осталась без работы.
Она пишет: «Мне очень тяжело сидеть без работы. Дома, без работы, я как в тюрьме». В этих словах высокое достоинство советского человека, сознание невозможности остаться в стороне от общественно полезного труда. Не годы, а горячее желание жить до последних своих дней интересами общества определяет возраст человека. Подлинный труженик и в старости молод. Герою Социалистического Труда колхозной звеньевой Н. Г. Загладе 70 лет. Но она выступила в печати с таким горячим призывом к добросовестному труду, с таким ярким обращением к совести трудящегося человека, что это вызвало живой отклик в народе, затронуло его сердце, и мысли, высказанные Надеждой Григорьевной, получили всенародную поддержку и одобрение.
В каждом из этих примеров мы видим свидетельство новой морали – морали коммунизма, свидетельство нового, коммунистического отношения к труду, осуществление предсказания В. И. Ленина о том, что миллионы советских людей достигнут уровня сознания своего марксистского авангарда, а идеи и мораль партии станут идеями и моралью народных масс.
Это новое отношение к труду наглядно проявилось в деятельности бригад коммунистического труда, которые выступают перед нами как коллективы трудящихся, соединяющих в себе труд, знание и высокую нравственность.
В обязательстве бригад коммунистического труда говорится: «Сосед отстает – помоги, сам не можешь сделать – обратись к товарищу. Отработал – не теряй времени, тебя ждут учеба, занятие в кружках, в спортивных секциях. Есть свободное время – бери в руки книгу. Живи по правилу: друг за друга в ответе. Один лодырь – позор для бригады. Один прогулял – пятно на всех. Один допустил брак – беда для всего коллектива». Люди не только работают смеете, в процессе труда они совместно борются за высокие моральные качества, помогают один другому избавиться от того отрицательного, что ещё имеется в людях.
Говоря о человеке коммунистического общества, мы представляем себе человека, у которого труд стал потребностью здорового организма, привычкой трудиться на общую пользу, основной радостью жизни. Именно такой человек формируется в нашей стране. Но для того чтобы все люди стали такими, требуется не только огромный рост материального производства. Для этого необходима кропотливая, повседневная работа по дальнейшему развитию лучших моральных и духовных качеств людей социалистического общества.
Наша Конституция гарантирует каждому гражданину Советского Союза право на труд. Давным-давно повешен замок на двери последней биржи груда. Молодое, да и среднее поколение вообще не знает такого учреждения. У нас каждый человек обеспечен работой, труд перестает быть только средством существования. Советский человек понимает, что в росте общественного богатства заключено и его богатство, и его счастье, и его свобода. Он видит, как вместе, рядом с ним миллионы его друзей, товарищей, земляков с радостью строят прекрасную жизнь. Захваченный этим всенародным порывом, человек не просто работает, он творит, и его труд становится искусством.
Глубокое осознание общественных интересов, своего общественного долга – это и есть то, что мы называем моральными стимулами к труду, или внутренней потребностью работать на благо всего общества, всего народа. Сознание, что твоя работа имеет огромное значение для твоих друзей, для всего общества, для будущего страны, вызывает у советских людей стремление овладеть техникой, новыми, более прогрессивными методами труда, повысить квалификацию, сознательную, добровольную дисциплину.
Но моральные стимулы нельзя оторвать от материальных, между ними нет резкой разграничительной линии. Действительно, ведь в моральных стимулах в известной степени выражается и материальная заинтересованность. Человек из хороших побуждений, из высоких моральных стремлений добивается повышения производительности труда или вносит рационализаторское предложение, а в результате он же, как член социалистического общества, получает от этого материальную выгоду.
Но все дело в том, что он добивается успехов в труде, руководствуясь не столько личными интересами, сколько правильно понятыми им интересами материального и духовного роста всего общества. Это одна из причин, по которой настоящий, честный изобретатель и рационализатор настойчиво добивается скорейшего внедрения своего предложения или изобретения. Рассуждая только с личной точки зрения, ему это безразлично. Он получил причитающуюся премию или гонорар. Но он обеспокоен тем, что народное хозяйство, общественные интересы ничего не выигрывают, пока его предложение не будет осуществлено. И это хорошее беспокойство за судьбу своего предложения – замечательная черта наших новаторов производства.
Рабочий Кировского завода Иван Давидович Леонов написал книгу и назвал её «Гордое звание рабочий». В ней, как в зеркале, показана чудесная судьба советских тружеников, которых Коммунистическая партия приобщила к активной общественной жизни, государственной деятельности, сделала полноправными хозяевами страны.
Автор описывает, как семья путиловцев помогла ему осознать великое значение его труда для строительства коммунистического общества. В книге есть замечательный образ коммуниста Савича, рационализатора, новатора производства, борца за все новое, прогрессивное. Порой активность, принципиальность приводят его к некоторым трениям с товарищами по работе.
Один из цеховых работников говорит Савичу: «Ну чего ты так кипятишься со своим новаторством, тебе что, больше других надо? Сколько положено за свою рационализацию – получил, а как и где внедрят – разве твоя забота». Савич ответил с усмешкой: «Если ты крот, то залезай в норку и трясись над своим спокойствием и благополучием. А ежели ты советский рабочий человек, то тебе ничто не может быть безразлично, ты за все в ответе. Ты же хозяин, а не наемник у хозяина. На нашем заводе всё наше». Эти слова рисуют облик современного рабочего, рассматривающего свою деятельность по-государственному. «Рабочее место – государственный пост!» – говорит автор. И в этих словах огромное содержание.
В нашем обществе должны трудиться все: «Кто не работает, тот не ест». А что это значит? Это значит, что в нашей стране никто, ни один человек не имеет права присваивать себе то, что сделано другими.
Это значит, что труд становится обязательным для всех. А раз так, то, конечно, требуется большая работа по воспитанию моральных стимулов к труду. Ведь есть семьи, где один работающий обеспечивает потребности всех совместно с ним проживающих. Следовательно, при низком сознании, при отсутствии уважения к труду некоторые взрослые из этой семьи могут не работать. Такие люди, оставаясь вне трудового коллектива, обедняют свою жизнь и возможности духовного роста.
Вместе с тем они становятся иждивенцами общества, потому что уже сейчас одна четвертая часть народного потребления распределяется через общественные фонды вне прямой зависимости от труда работника. В нашей стране осуществляется бесплатная медицинская помощь, бесплатное образование, в распоряжение народа предоставлены прекрасные спортивные сооружения, замечательные культурно-просветительные учреждения, дома отдыха, санатории.
Так разве неработающий гражданин имеет моральное право пользоваться всеми этими завоеваниями советского народа? Не получается ли здесь нечто подобное русской поговорке: «Тит, иди молотить! Спина болит. Тит, иди обедать! А где моя большая ложка?» Нужна большая воспитательная работа, чтобы все люди без исключения поняли это, поняли необходимость своего личного участия во всенародном труде.
Но порой в сознании человека до сих пор живет упорное нежелание заниматься общественно полезным трудом. Вот житель Новосибирска Николай Гудима. Сказать, что он не имел определенных занятий, нельзя. Он сапожничал на дому и торговал своей продукцией на рынке. Параллельно занимался грязными делами, за что и сидел некоторый срок в тюрьме. Потом долго не работал вообще. За злостное тунеядство и безделье согласно известному указу был выселен из Новосибирска сроком на пять лет.
Но вскоре нелегально вернулся, явился в дом отца и тайно соорудил подземную комнату, где и зажил, продолжая сапожничать и продавая через третьих лиц свою продукцию. Почти четыре месяца, подобно кроту, сидел он в своем подземелье, отгородившись от всего живого, отказавшись от настоящей, достойной человека жизни. Работники милиции выволокли его на свет. Теперь его снова приучают к общественно полезному труду.
Вы скажете – это дико, ненормально. Да, конечно. Но есть ещё в нашем обществе люди, которые готовы жить в берлоге, подобно зверям, но зато чувствовать себя «свободными» от общественно полезного труда. Подобные пережитки прошлого ещё живут в сознании части наших людей, которые по-прежнему рассматривают труд как работу на «чужого» и пытаются работать только на себя, проявляя тем самым крайнюю степень индивидуализма и полное непонимание нашей советской действительности.
Мы люди труда, говорил Н. С. Хрущёв, мы живем за счет своих мускулов, за счет своих нервов и деятельности своего мозга. Поэтому у трудового человека – рабочего, крестьянина –даже не появляется мысли, чтобы не трудиться. Только труд даёт ему возможность жить. И люди труда высоко уважаются в нашей стране.
Программа КПСС четко определяет: «Человек, который получил бы от общества какие-либо блага, не участвуя в труде, был бы тунеядцем и жил за счет других». «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 410.
У нас ещё есть люди, склонные рассматривать коммунизм как общество праздности и безделья. Человек будущего представляется таким людям вроде гоголевского Пацюка, который не сеял и не жал, потому что вареники сами летели ему в рот, предварительно побывав в горшке со сметаной. «Такое представление о коммунизме, – говорил Н. С. Хрущёв на XXII съезде КПСС, – свойственно людям, нищим духом, обывателям и тунеядцам»2. Коммунизм и труд неотделимы друг от друга.Там же, стр. 111.
Нередко можно слышать от отдельных товарищей примерно такие заявления: «Вот мы говорим о равенстве, о сознательности, а какое же это равенство, когда уборщица получает зарплату в несколько раз меньше, чем тот или иной специалист? Получали бы все одинаково – вот и проявилась бы в этом наша сознательность».
Товарищи, которые ставят так вопрос, фактически требуют уравнительного распределения. Тем самым они отбрасывают в сторону принцип материальной заинтересованности и уже сейчас делают основной упор на моральные стимулы к труду. Но это в корне не верно.
Мы не собираемся отрицать, что у нас ещё существует фактически не равное распределение. Но оно является следствием того, что наше производство не может пока полностью удовлетворить все потребности трудящихся. Это необходимый этап на пути к благородным, прекрасным и привлекательным принципам коммунизма. И мы все силы прилагаем к тому, чтобы как можно скорее создать материально-техническую базу коммунизма, которая даст нам возможность постепенно заменить принцип распределения «каждому по труду» принципом «каждому по потребности».
Что же для этого нужно?
Во-первых, ни в коем случае не ослаблять на данном этапе нашего развития принципа оплаты по труду. Каждый человек должен чувствовать свою материальную заинтересованность в труде.
Во-вторых, усилить контроль за мерой труда и мерой потребления, с тем чтобы никто не мог получать и потреблять больше, нежели он зарабатывает.
В-третьих, систематически и неустанно воспитывать в людях коммунистическое отношение к труду, понимание того, что труд первейшая обязанность каждого человека, что от работы каждого из нас зависит скорейший переход к коммунистическому распределению, к полному и всестороннему удовлетворению всех потребностей человека.
Развивать внутреннюю потребность труда – вот задача, от решения которой во многом будут зависеть темпы нашего движения по пути строительства коммунизма.
Строительство коммунизма – гигантская творческая работа миллионов людей! Сознание этой великой цели, чувство ответственности перед товарищами-современниками, перед потомками, сознание величия решаемых нами задач, стремление сделать все для скорейшего завершения их – вот самый могучий моральный стимул к труду в нашем обществе. Во имя этой цели можно и нужно хорошо поработать.
Но поскольку мы пока находимся на таком уровне развития, при котором каждый член общества получает вознаграждение в соответствии с количеством и качеством своего труда, мы не можем отбросить в сторону и материальную заинтересованность в труде. «Оплата по труду, – говорится в Программе КПСС, – в течение предстоящего двадцатилетия останется основным источником удовлетворения материальных и культурных потребностей трудящихся»1. Поэтому партия исходит из ленинского принципа о том, что строительство коммунизма должно опираться на принцип материальной заинтересованности.«Материалы XXII съезда КПСС», стр. 388.
«Только на моральном факторе далеко не уедешь. Моральный фактор, подкрепленный хорошим материальным стимулом, имеет большое значение. Надо, чтобы человек видел, чувствовал, что такое материальный стимул», – говорил Н. С. Хрущёв на январском Пленуме ЦК КПСС в 1961 г.
Человек должен видеть итоги своего труда не только в выполнении государственных планов, но и в улучшении своего материального положения, в непосредственном вознаграждении за свой труд. Справедливая оплата за труд является, таким образом, мощным материальным стимулом к более производительному труду.
Вот что написал в редакцию газеты «Комсомольская правда» колхозник Леонид Якущевич: «Из всех моих товарищей по школе остались в деревне только двое, остальные ушли. И это вовсе
не белоручки, а ребята в большинстве хорошие, честные... Почему же оставила молодежь наш «Рассвет»? Только не потому, что ушла учиться. На учебу не так уж много поехало...
Давайте уж прямо скажем, в чем главная причина: мало платят. А надо каждого материально заинтересовать. Не зря об этом так здорово и правдиво сказал на январском Пленуме ЦК КПСС Никита Сергеевич. Я очень внимательно читал его речь, и на меня это место сильное впечатление произвело: до чего верно!
А как соблюдается у нас этот принцип? Работает один лучше, другой хуже, а трудодень всем одни. Есть ребята – в любой зной на работе, в любой дождь, даже в ливень на работе, тяжести выносят любые, а материального поощрения и справедливой оплаты нет... Уверен, что продолжаться это не должно. Когда будут справедливая оплата и настоящая материальная заинтересованность, тогда легче будет ликвидировать отставание отдельных колхозов».
Такая постановка вопроса вовсе не противоречит идеалу бескорыстного служения обществу. Личный интерес советского человека – это не интерес стяжателя, частного собственника, а интерес честного труженика, вытекающий из экономических основ социализма.
Но нередко встречаются факты, когда руководители отдельных предприятий делают вид, что не замечают беззаконий, допускаемых иными работниками в оплате труда.
Хороший производственник, рационализатор одного из предприятий Ленинграда написал заявление своему начальнику:
«Ввиду того что чуть ли не каждый месяц меня обсчитывают, а свой заработок мне приходится дополучать после вмешательства конфликтной комиссии или по суду, а виновные в обсчетах вами не наказываются, отчего наглеют и часто оставляют меня вовсе без работы, терпеть подобные издевательства больше не в силах и поэтому прошу дать мне расчет».
На заявлении вскоре появилась резолюция начальника: «Уволить по собственному желанию». Вот уж действительно стремительное решение вопроса, без всякого «бюрократизма». А не мешало бы этому начальнику разобраться в тревожном сигнале о творящихся беззакониях. Пора понять, что при нормальных взаимоотношениях администрации с трудящимися, при отсутствии недостатков в вопросах нормирования, при справедливой оплате за труд наши люди все сделают для скорейшего поднятия производительности труда.
Они всегда раскроют свой резерв возможностей увеличения выпуска продукции, улучшении её качества. Но если директор того или иного предприятия добивается этого не путем более правильной организации труда, не путем технического прогресса и мобилизации всего коллектива на совместное решение стоящих перед ним задач, он наносит нашему общему делу огромный моральный, а в конечном счете и материальный урон, ни в какой степени не перекрываемый теми успехами, которые одерживает данное предприятие.
Справедливая оплата за труд, как правило, способствует повышению сознательности человека, ликвидируя необходимость изыскивания дополнительных и не всегда честных источников дохода, уменьшает заинтересованность колхозников и служащих в собственных огородах, приусадебных участках, торговле на базарах, повышает заинтересованность в работе своего колхоза, в повышении выпуска продукции.
Понимая, что создание материально-технической базы коммунизма – решающее условие построения коммунистического общества, наш народ самоотверженно борется за скорейшее претворение в жизнь Программы КПСС. Так, некоторые коллективы коммунистического труда бросили клич: «Каждый час, каждую минуту – строительству коммунизма!»
В поисках новых форм улучшения работы родились отряды «Комсомольского прожектора», ставящие своей целью не только вскрывать те или иные недостатки, но и принимать конкретные меры к немедленному устранению их. Широкий размах принял труд, в основе которого лежит не стремление «лишь бы заработать», а подлинно коммунистическое отношение к нему.
Разный бывает труд: и более простой и более сложный, квалифицированный и неквалифицированный. Но он всегда может и должен быть творческим. Во всякое дело нужно внести живинку, свое, индивидуальное. Но для этого не нужно быть пассивным, не нужно приспосабливаться к существующим условиям, если видишь, что они устарели, а смело выступать против них, ломать их, смотреть вперед, уметь видеть завтрашний день.
В конечном счете важно не что человек делает, а как делает. Можно быть очень хорошим подсобным рабочим, но бывают и очень плохие инженеры.
Широко развертывается у нас поход за культуру труда. Говоря o культуре труда, мы подразумеваем под этим правильную организацию рабочего процесса, неуклонное соблюдение производственной дисциплины, технически грамотное обращение с машинами и инструментами, понимание значимости своего труда в общем производственном процессе предприятия. Но это не значит, что каждый из нас должен слепо, механически, без мысли следовать раз навсегда установленному порядку, слепо соблюдать соответствующие инструкции.
Подлинная культура труда – это работа, при которой человек относится к процессу производства вдумчиво, сознательно, когда человек постоянно изыскивает способы экономии сырья, ещё большего совершенствования методов труда, инструментов, соблюдает чистоту и порядок на рабочем месте.
Культура труда – это работа, когда человек с закрытыми глазами может достать любой нужный ему инструмент, потому что он всегда лежит на определенном месте. Культура труда в том, что работник может устранить отдельные неполадки в своем станке, не прибегая к помощи наладчика, потому что он знает свой станок как свои пять пальцев.
Коммунистическое отношение к труду вырабатывает у советских людей совершенно новое, невозможное при капитализме отношение к собственности. Созданное своим трудом надо беречь. Поэтому для советского народа характерна новая, замечательная моральная черта – бережное отношение к социалистической собственности. Одной из заповедей морального кодекса является забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
В рабовладельческом, феодальном, капиталистическом обществах собственность была частной, принадлежала отдельным владельцам. Это накладывало и накладывает роковую печать на всю материальную и духовную жизнь общества, на моральный облик людей. Октябрьская революция ликвидировала частную собственность в нашей стране. Экономической основой государства впервые в истории стала собственность общественная. Поэтому забота об охране, сбережении и умножении социалистической собственности стала обязанностью, моральным долгом каждого советского гражданина. Если человек честно трудится, то он по коммунистически относится и к продуктам труда, к материальным и духовным ценностям, составляющим общественное достояние.
Вот что рассказывает Герой Социалистического Труда бригадир шахты имени Ленина «Ростовугля» М. Белицкий. Коллектив этой шахты начал поход за бережливость, за снижение себестоимости продукции, за рентабельную работу.
«На своем опыте горняки Несветайской шахты имени Ленина убедились, как необъятны пути бережливости. Было время, когда многие у нас спотыкались о брошенные старые стойки и в то же время требовали для крепления лес. Случалось и так, что трое работали там, где может справляться и один. Все это, естественно, удорожало стоимость топлива. «А почему бы не использовать стойки повторно? – задумались мы в своей бригаде. – Почему бы не перевести транспортеры на дистанционное управление и не высвободить десятки мотористов?» Посоветовались со специалистами, поговорили в парткоме. Расчеты показали, что только одна наша бригада за счет экономии разных материалов может сберечь за год не менее 6–7 тысяч рублей. А если помножить это на десятки других бригад шахты? Вот где хранятся клады!
Но «открыть» их было не просто. Пришлось терпеливо учить некоторых бережливому отношению к народному добру.
Скажи, Гена, если бы на дороге валялся рубль, поднял бы его? – спросили мы на бригадном собрании Геннадия Омелешко.
Горняк простодушно улыбнулся:
- Чего бы не поднять, деньги же!
- А почему оставил в лаве две металлические стойки?
- То иное дело. Их в карман не положишь.
- А выбросить из государственного кармана 20 рублей – ничего не значит?
Так на житейских примерах учили мы людей вести счет народным деньгам, не допускать расточительности. Каждый узнал, сколько стоит распил и крепежная стойка, по каким каналам стекаются тысячи в бригадную копилку. Узнал и ревностно принял к сердцу. За два последних года мы сэкономили 540 кубометров лесоматериала, или более 11 тысяч рублей.
Но бережливость не ограничивается лишь разумным использованием материальных ценностей. В не меньшей мере проявляется она в повышении производительности труда. Лишь на двух участках нашей шахты, например, благодаря внедрению автоматизации число мотористов сократилось в девять раз. Высвободившиеся работники перешли на другие участки. Огромную экономию даёт совмещение профессий бригадира и мастера в подготовительных сменах...
Казалось бы, простые, обычные факты. Но разве они не свидетельствуют о том, что поведение советских людей все больше определяется общественными интересами, нормами коммунистической морали».
Свой рассказ товарищ Белицкий завершает воспоминаниями о пребывании в Англии. «Побывав на шахтах Англии, я лишний раз убедился, что тамошним горнякам действительно неинтересно умножать чужое добро, увеличивать барыши капиталистов. На меня смотрели с удивлением, когда я спрашивал, кого на шахте считают лучшим работником. Там с готовностью назовут вам самого богатого человека или самого популярного киноактера. Но самого известного рабочего? Этого никто не скажет.
Ведь труд простых людей при капитализме не пользуется общественным признанием. Он не приносит горняку ни счастья, ни славы. Совсем не то, что у нас. Побывав в капиталистической стране, я ещё больше убедился в том, что наше, социалистическое отечество – самое бережливое. И это понятно. Ведь советские люди знают, что, чем быстрее растет общественное богатство, тем лучше, зажиточнее жизнь каждого. Личное и общественное у нас гармонично связаны между собой».
Добросовестное отношение к труду и социалистической собственности предполагает непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству, ибо все эти пережитки прошлого, порожденные частной собственностью и эксплуатацией человека человеком, несовместимы с честным общественно полезным трудом. Эта заповедь записана в моральном кодексе строителя коммунизма.
Честный труженик знает, что все блага жизни создаются трудом. Поэтому он не станет ловчить, жульничать, устраивать свою жизнь за счет других. И все же, несмотря на то что революция ликвидировала в нашей стране тунеядствующие классы, мы не можем сказать, что уже полностью очистились от людей, пытающихся под всякими предлогами уклоняться от своих трудовых обязанностей, прожить, за счет общества. Народ справедливо называет таких людей трутнями, паразитами, бездельниками и т. д.
Тунеядцы себя не афишируют. Они проявляют недюжинную изворотливость, изобретательность, умеют ловко маскировать свое безделье. А иной тунеядец работает, как говорится, в поте лица своего. Но трудится он не на пользу общества, а только для себя, для своего кармана.
Для тунеядца все средства хороши: он пойдет на обман, на нечестный поступок, если это сулит ему выгоду; он создает видимость кипучей деятельности, если это сулит ему продвижение по служебной лестнице, и т. д. И когда этого жулика, спекулянта, шабашника хватают за руку, он делает большие глаза и вполне искренне обижается, что его упрекают в безделье.
Смешно было бы представить тунеядца в виде абсолютного бездельника. Никто бы такого кормить не стал. Тунеядцы «трудятся», но их «труд» можно сравнить с «трудом» грабителей, воров, тем ведь тоже приходится выслеживать очередную жертву, тренироваться в «искусстве» залезать в карман, а порой уметь и довольно быстро бегать.
Мы не признаем такого «труда», в основе которого лежит личное обогащение. Труд должен быть общественно полезным. Труд только для себя, вольно или невольно, приносит вред обществу. Это эгоистический труд индивидуалиста. Он по своей сути ничем не отличается от «труда» капиталиста, эксплуататора. И нам раз и навсегда надо запомнить, что в нашей стране тунеядцы, спекулянты, не занятые общественно полезным трудом, живут за счет трудящихся.
Терпеть тунеядство мы не можем и не желаем. Необходимо, чтобы чувство непримиримости к паразитизму и тунеядству стало свойством каждого честного труженика. Тунеядцев, паразитов, стяжателей следует выводить на чистую воду, окружать их презрением, применять против них все меры воздействия, которыми располагает наша общественность.
Наряду с усилением воспитательной работы, рука об руку с убеждением следует применять принуждение, сочетать меры морального воздействия с мерами правового воздействия. Никакой спекулянт не сможет вершить свои темные дела в нашей стране, если мы, советские люди, раз и навсегда прекратим общение с ним; никакой тунеядец не сможет существовать, если мы, советские люди, окружим его моральным презрением; никакой карьерист не сможет существовать, если он встретит непримиримое отношение к своим действиям со стороны каждого из нас.
Таким образом, коммунистическая мораль считает нравственным поведение тех людей, которые все свои силы и способности, весь жар своих сердец отдают творческому производительному труду на благо общества. В этом проявляется их трудовое отношение к коммунизму. Без личного, творческого участия во всенародном труде советский человек не мыслит своего бытия.
Выступая 25 мая 1962 г. по московскому телевидению и радио, Н. С. Хрущёв сказал: «Чтобы иметь хорошие города и села, благоустроенные жилища, чтобы развивалась духовная жизнь, чтобы люди хорошо и вкусно питались, чтобы они имели возможность хорошо одеваться, чтобы дети учились в школах, институтах, нужно постоянно увеличивать производство материальных благ. А все это обеспечивается трудом рабочего класса, крестьянства, трудом народа. И чем выше производительность труда, чем больше мы создадим механизмов, заменяющих физический труд, тем больше можно будет производить материальных и духовных благ для народа. Это – главная задача, товарищи.
Труд облагораживает и возвышает человека. Вот почему мы постоянно говорим: труд, труд и труд».
При коммунизме изменится характер труда, ликвидируется существенное различие между умственным и физическим трудом.
Машины облегчают работу людей; но труд есть труд, и он всегда будет требовать затрат умственной, физической и нервной энергии.
«Коммунистическое общество, основанное на высокоорганизованном производстве и развитой технике, изменяет характер труда, но не освобождает членов общества от труда. Оно отнюдь не будет обществом анархии, безделья и праздности. Каждый трудоспособный будет участвовать в общественном труде и обеспечивать непрерывный рост материальных и духовных богатств общества». «Материалы ХХН съезда КПСС», стр. 367.
Часто спрашивают: если каждый член коммунистического общества будет получать все, что ему требуется, бесплатно и притом в количестве, достаточном для полного удовлетворения своих потребностей, то что же в таком случае будет побуждать людей к труду? На этот вопрос можно ответить так: при коммунизме человек будет честно трудиться в силу высоких нравственных побуждений и высокого сознания своего долга перед обществом, в силу внутренней потребности трудиться, привычки трудиться на общую пользу.
Теперь, когда весь мир с восхищением и удивлением следит за великим процессом осуществления решений XXII съезда КПСС в Советской стране, каждая наша трудовая победа, каждый наш успех – это залог скорейшего утверждения на земле Мира, Труда, Свободы, Равенства, Братства и Счастья народов.
Если не трудиться ради этого, то во имя чего тогда жить?